Рисование

Последовательность изучения основ рисования

Последовательность изучения основ рисования задает учитель рисования. Перед началом учебного года педагог составляет тематический и поурочный план, предварительно изучив задачи и цель уроков рисования для данного класса и последующих годов обучения.

Тематику уроков рисования преподаватель подбирает из жизни учеников. Чтобы добиться хороших результатов в работе, он должен продумать, какую технику рисования будет применять, какой материал подготовить. Рекомендуется составить подробный план-график работы на весь учебный год. Перед началом учебного года необходимо заготовить в школе все необходимые для занятий материалы. Особенно следует позаботиться о красках (темперные и акварельные, сухая и жирная пастель), подобрать соответствующие кисти (круглые и плоские), сделать запас белой, чертежной, эскизной, оберточной и цветной бумаги.

Если необходимые для рисования принадлежности будут своевременно приобретены, время урока не будет затрачено на проверку принесенных учениками пособий и материалов и на заготовку их. Преподаватель должен подобрать хорошие репродукции для беседы об искусстве. Кроме того, он обязан продумать все лучшие способы техники рисования и работы по отдельным разделам.

Педагогу следует всегда помнить, что рисование не является каким-то обособленным предметом, со своими, присущими лишь ему, задачами. Наоборот, на уроке рисования необходимо использовать темы, касающиеся других предметов обучения, и готовить с учениками рисунки для других дисциплин.

Вообще следует обучать ученика рисованию при каждом удобном случае: при развитии речи, изучении языка, естественных наук, географии, арифметики и т. п. Но на уроке рисования учащимся следует давать и небольшой отдых, как и при изучении любых других предметов.

Преподаватель к каждому уроку рисования должен подготовить упражнение, ясно представляя себе цель и тему урока, чтобы ученики приобрели навыки по пространственному изображению. Хороший рисунок, сделанный им к уроку, послужит руководством, наставлением для методической последовательности в работе.

Следует организовать учеников так, чтобы необходимые для урока пособия были своевременно розданы в классе перед уроком, а после изложения материала собраны без потери времени.

При подготовке к уроку необходимо подумать о последовательности проведения работы, чтобы в конце каждого урока оставалось время для краткой оценки ученических работ. Весь объем задания нужно разделить на ряд частей, главным образом при объяснении новой техники и приемов рисования.

Последовательность изучения рисования зависит от многих факторов. Прежде чем перейти к новой технике рисования, учитель дает подробное объяснение.

Если нужно, например, наложить краску на рисунок, то необходимо показать ученикам и научить их, как надо брать кисточкой краску, каков должен быть ее наклон при рисовании, объяснить положение чертежной доски, последовательность в наложении кистью горизонтальных мазков, причем следует проследить, чтобы ученики не поворачивали бумагу; учитель должен продумать, удобнее ли ученикам при работе над рисунком стоять или сидеть.

Обычно преподаватель предвидит ошибки в работе учеников и старается их предотвратить. Следует последовательно руководить работой учеников, делать выводы на основании их работ и править ошибки, общие для всего класса, на доске и в работах отдельных учеников.

В начальных школах учитель перед уроком рисования записывает на доске программу каждого учебного года и последовательность проведения уроков.