Разрушительное действие волн
Береговая линия всех материков нашей планеты составляет около 250 тысяч километров, и на всём протяжении этого громадного пространства непрестанно, день и ночь, бушуют морские и океанические волны большей или меньшей силы.
Разрушительное действие волн огромно, ведь во время сильного ветра волны бьют в морской берег иногда с силой около 30 тонн на один квадратный метр. С течением времени они размывают прибрежные камни и гранит, разрушают скалы и производят обвалы огромных утёсов.
Изменение очертания морских берегов
Иногда даже за сравнительно небольшой промежуток времени под действием морских волн резко изменяются очертания морских берегов. В некоторых местах берега превращаются в крутые скалы и утёсы, нависающие над морской пучиной.
В других местах, наоборот, образуются громадные наносы, большие «косы» песка и остатков различных ракушек; эти косы иногда тянутся на сотни километров. Степень и скорость изменения очертаний морских берегов зависят от того, из каких геологических пород они состоят, а также и от характера строения морского дна в различных морских бассейнах.
На колоссальном морском пространстве морская волна развивает работу грандиозных размеров; она производит гигантские разрушения, которые нельзя не учитывать и не изучать, так как это имеет большое значение для строительства портов, молов и других прибрежных сооружений, вода друг и враг человека.
Водная стихия меняет русла рек
Под влиянием действия водной стихии меняются не только очертания морских берегов, но и русла рек. Каждому известна река Волга. Известно, как засоряется её русло, какие громадные косы песка, какие колоссальные перекаты ежегодно образуются в том или ином месте. Чтобы расчистить фарватер и сделать его пригодным для прохождения судов, песчаные косы убирают при помощи землечерпалок и землесосов.
В других местах, обычно на правом берегу, вода разрушает почву на большом протяжении. От этого иногда получаются громадные оползни, которые нередко создают опасность для различных прибрежных сооружений. В таких местах на Волге строят дамбы, сооружают большие каменные преграды.
Бурные потоки вешних вод
Всякий знает, какую разрушительную силу имеют бурные потоки вешних вод или даже сравнительно небольшие потоки, образовавшиеся после дождя. Ежегодно на полях мы наблюдаем появление новых оврагов и видим, как сильно размываются и углубляются старые. Это иногда приводит в негодное состояние большие площади пахотных полей. Мощные потоки воды нередко ломают деревья, вырывают их с корнем.
Вода проникает в глубь Земли
Вода в своём постоянном круговороте проникает даже в глубь Земли и там продолжает своё разрушительное действие: она размывает огромные массы различных пород, уносит их в овраги, в маленькие речки, в притоки больших рек и, наконец, всё, что несут реки, всё, что когда-то служило составной частью материка, поступает в моря и в итоге поглощается ненасытным океаном.
В результате разрушительного действия волн и действия рек и потоков, в моря и океаны ежегодно сносятся сотни тысяч тонн гальки, песка, ила и т. п. По подсчётам французского геолога Лаппарана, материки ежегодно теряют под разрушительным действием воды огромное количество вещества (не менее 25 кубических километров).
Вот какую колоссальную массу поглощает каждый год море! Вот как велико вместилище океана!
Изменение рельефа местности
Там, где есть вода и атмосфера, куда проникают потоки солнечных лучей, совершается непрестанное изменение рельефа местности, происходит постоянное разрушение материка. Даже в пустынях, где нет никакой воды, материк всё время подвергается разрушающему действию ветра.
Бури и смерчи поднимают в воздух колоссальные массы песка и другого вещества и уносят далеко в море или образуют громадные наносы и косы, а иногда ровняют большие долины и овраги. Так вода и ветер на протяжении многих веков и тысячелетий ведут свою «работу» по разрушению наших материков, и нет на Земле точки, которая не была бы подвержена их действию.
Площадь всех материков составляет немногим более одной четвёртой части поверхности нашей планеты; они возвышаются над уровнем морей и океанов, их объём определяется огромной цифрой примерно в 100 миллионов кубических километров. Но морская волна, реки, ручьи и дожди каждодневно, непрестанно гложут эти материки; ветры, бури и ураганы помогают разрушительному действию воды.
Можно подсчитать, что для того, чтобы все материки были низвергнуты в морскую пучину, достаточно 4 миллионов лет. И тогда вся поверхность земного шара будет залита водой, превратится в безбрежный, безграничный океан. Вот какой, сравнительно небольшой, период времени необходим для того, чтобы были «смыты», уничтожены водной стихией все самые высокие горы и вообще все материки в целом!
Противодействие разрушительной силе воды и ветра
Но это было бы справедливо только при условии, если бы не было действия внутренних сил Земли, если бы не было многих других факторов, противодействующих разрушительной силе воды и ветра. Объем суши увеличивается за счёт поднятия земной коры, в результате чего иногда (правда, очень редко) где-нибудь среди океана появляются новые острова.
На протяжении многих тысячелетий мельчайшие кораллы и полипы в недрах океана образуют мели и рифы, воздвигают грандиозные сооружения в виде коралловых островов (иногда опасных для кораблей), которые представляют собой новый вид суши.
В устьях некоторых рек (например, Миссисипи, Нил, Волга, Дунай и др.) речные потоки разрушают берега, несут оторванные массы суши в моря, а часть этой массы оставляют в своих устьях; так с течением времени образуются большие отложения – дельты, которые также в той или иной мере увеличивают «сухую поверхность» нашей планеты.
Массы продуктов вулканических извержений в виде лавы и других горных пород толстым слоем ложатся на земную поверхность, увеличивая объем суши. Так, например, однажды на Сандвичевых островах из жерла вулкана было выброшено около 30 тысяч кубических километров вещества. В результате этого колоссального извержения в глубине Земли образовались огромные пустоты и произошли грандиозные обвалы.
Ведь из недр нашей планеты было извергнуто тогда столько массы, сколько низвергается в море в результате разрушающей работы воды за период 12 тысяч лет! Такие массовые извержения вещества из недр нашей планеты имели место не один раз. Всем известно также о колоссальных извержениях вулкана Везувия, в результате которых были засыпаны пеплом целые города, огромные пространства были залиты лавой.
Морской прибой
Многие знают, как величественна картина морского прибоя. Волны одна больше другой набегают друг на друга; они с огромной силой ударяют о берег и откатываются назад. Когда человек в такую шальную погоду находится в плавании, с замиранием сердца он следит за волной, которая перекатывается через борт корабля или с мощной силой ударяет о корпус судна. Корабль мечется из стороны в сторону; порой кажется, что он вот-вот повалится на бок. Неопытному моряку трудно устоять на палубе корабля во время сильной бортовой качки. Не менее страшна и опасна и килевая качка, когда корабль, подобно лихому коню, то встанет «на дыбы», то опять примет нормальное положение.
Когда волнуется море
Сердце щемит не только у простого моряка, но и у опытного мореплавателя, когда корабль во время бури находится на мелком месте в открытом море или у отмели недалеко от берега. В этих местах, когда волнуется море, часть энергии нижних слоев воды, соприкасающихся с морским дном, переходит к верхним водным массам и этим увеличивает высоту волн, набегающих на мель.
Их высота достигает около трети их длины, и образуются страшные буруны, крайне опасные для мореплавания. Известно немало случаев, когда корабли, оказываясь во время бури в местах, где господствуют морские и океанские буруны, подвергались сильному удару волн, получали большие повреждения и терпели крушение.
Особенно подвержены различным повреждениям суда, потерявшие управляемость и, следовательно, лишенные возможности уйти в открытое море из зоны разрушительного действия бурунов; корпуса этих судов быстро разрушаются, а экипажи их нередко гибнут. В пучине моря ежегодно гибнет немало судов и людей; громадный ущерб приносит «работа» морских и океанских волн различным портовым сооружениям, торговому и военному флоту.
Особенно часто терпят крушение во время бури корабли, построенные без достаточного учёта разрушительного действия моря. Поэтому при проектировании новых кораблей необходимо рассчитывать прочность корпуса учитывая разрушительное действие волн.