Рисование

Рисование и наблюдение

Если учесть напряженную деятельность нервной системы при рисовании и выделить из сложного процесса, каковым является возникновение рисунка, отдельное звено – оптическую оценку при подходе к действительности, то, проанализировав его, можно назвать следующие этапы работы по рисованию:

Педагоги, которые применяли при преподавании существующие и по сей день малоэффективные методы рисования, о которых упоминалось выше, пренебрегали и совсем не пользовались необходимыми процессами для обучения рисованию, а именно:

В процессе работы над рисунком они ограничивались лишь беглым сравнением модели с изображением, прикидывая все на глаз, руководствуясь только эмоциями.

Преподаватели главный упор в своей работе делали лишь на постоянное исправление ошибок учеников. Обычно все это ограничивается применением законов перспективы, которыми пользовались постоянно как при рисовании с натуры, так и при зарисовках по представлению.

При уточнении размеров они обычно пользовались лишь пропорцией, и то соблюдали ее лишь на рисунках, неточно, а некоторые теоретики рисования находили пропорцию сомнительным приемом. В большинстве случаев такие преподаватели не применяют и метода контроля.

Педагоги, с одной стороны, ведут преподавание, пользуясь неверными методами, с другой – требуют от учеников выполнения таких работ, которые зачастую не может выполнить и сам учитель (перспективное сокращение прямого угла и т. д.).

Пользуясь методом, с помощью которого натренированный глаз рисовальщика сможет уточнить размеры предмета и провести все остальные действия по передаче его изображения, можно достичь больших успехов в обучении художественному мастерству.

Систематическое использование данного приема вырабатывает у школьника определенные навыки. Ученик и в дальнейшем будет невольно пользоваться таким приемом, пока не добьется определенного совершенства.

Ниже описаны отдельные приемы, из которых состоит этот рабочий метод.

Порядок работы по рисованию

Азбукой целенаправленного наблюдения являются приемы, с помощью которых можно уточнять соотношения размеров предмета. Соотношения, определенные с большей точностью, переносятся на бумагу.

С помощью такого приема созданный рисунок сравнивается с оригиналом непосредственно после зарисовки. Сравнивают до тех пор, пока ученики не убедятся, что их рисунок сходен с оригиналом.

Целенаправленное наблюдение, уточнение, перенесение изображения ведутся из одной определенной точки таким образом, чтобы глаз наблюдателя находился всегда на одном и том же уровне. При проверке правильности изображения на рисунке угол зрения, при взгляде на предмет, не должен меняться.

Стадии рисования

Соблюдая последовательность в работе, надо учитывать, в свою очередь, три стадии рисования.

Следовательно, ученик уточняет положение реальных предметов в природе, потом изображает их на бумаге, одновременно контролируя свой рисунок. В результате, на основе правильно сделанного рисунка, ученик может уяснить правила и законы перспективы.

При создании точного рисунка реального предмета художник обязан определять предметы и отношения между ними, хотя до этого он не знакомился с теорией, с законами перспективы. Учащийся должен, прежде всего видеть, потом делать выводы.

Об огромном значении наглядности при обучении рисованию писал Коменский: «Все, чему должен научиться ученик, он должен прежде всего увидеть».