Фазы сна человека
Полноценный сон необходим человеку. Он отличается не только продолжительностью, но должен быть также достаточно глубоким и непрерывным. Человек чаще всего засыпает не сразу.
В первые минуты, а иногда и часы засыпания торможение в коре головного мозга бывает очень поверхностным и изменчивым. Промежуточное состояние между бодрствованием и сном характеризуется различными стадиями торможения, которые российский физиолог И. П. Павлов назвал гипнотическими фазами сна человека.
Гипнотические фазы сна человека
Особенный интерес представляют первые три гипнотические фазы сна человека. Обычно нервная система отвечает на раздражение адекватно: чем сильнее раздражение, тем сильнее реакции нервной системы.
Эта закономерность нарушается при переходе состояния бодрствования в состояние сна, то есть во время гипнотических фаз сна.
Уравнительная фаза сна человека
Перед сном наблюдается состояние, во время которого нервная система реагирует и на сильные, и на слабые раздражители.
Так, например, человек, засыпая, одинаково слышит тиканье часов, шум легкого морского прибоя и громкий стук трамвая, идущего недалеко от дома. Эта фаза называется уравнительной фазой сна человека.
Парадоксальная фаза сна человека
Но нередко наблюдаются парадоксальные ответы нервной системы засыпающего человека (и животного). Например, вы легли спать, укрылись, глаза закрыты, вам уже не мешает ни шум, ни громкая речь. Но вот где-то вдали со стула упала газета, и тихий шелест ее страниц воспринимается вами, настолько остро, что вы, вздрогнув, просыпаетесь.
В данном случае ответ нервной системы на раздражение неадекватен; то есть не соответствует силе вызвавшего его раздражения. Такая фаза сна, во время которой слабый раздражитель вызывает сильную реакцию со стороны нервной системы, а сильный незначительную, называется парадоксальной фазой сна человека.
Ультрапарадоксальная фаза сна человека
Ультрапарадоксальная фаза сна человека характеризуется еще более сильным извращением реакции нервной системы на различные раздражители. То, что в обычном состоянии возбуждают нервную систему, теперь перестает на нее действовать и, наоборот, то, что обычно успокаивает, вызывает торможение, в этой фазе вызывает возбуждение.
Невропатолог Г. В. Архангельский, например, описывает такой интересный случай. У мальчика была собака, которая во время игры с ним никогда не делала попытки даже слегка укусить.
Однажды мальчик увидел, что собака спит под столом и рычит во сне. Он решил потихоньку ее разбудить и слегка погладил ее. Собака вздрогнула от прикосновения и укусила мальчика. Она укусила потому, что находилась в такой фазе сна, когда на слабое раздражение, в данном случае поглаживание, которое ей обычно доставляло удовольствие, она ответила бурной реакцией.
Такая фаза засыпания, при которой раздражители, ранее вызывавшие торможение, обусловливают кратковременное возбуждение, поэтому и называется ультрапарадоксальной гипнотической фазой.
Перечисленные гипнотические фазы сна - уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная наблюдаются у человека как при постепенном погружении в сон, так и при постепенном пробуждении, только в обратной последовательности.
Обычно эти фазы очень кратковременны. При засыпании они, быстро сменяя друг друга, заканчиваются глубоким сном. Но так как мозг во время сна полностью не прекращает свою деятельность, то под влиянием различных причин глубина сна в течение ночи часто меняется. Соответственно меняются и гипнотические фазы сна.
Методика гипнопедии
Перечисленные выше особенности деятельности головного мозга в состоянии торможения, а именно существование во время сна сторожевых пунктов и неглубоких фаз сна, объясняют, в частности, возможность восприятия во время сна определенного текста с учебной целью (гипнопедия).
Методика гипнопедии - обучения во время сна - заключается в том, что во время засыпания обучающее лицо ровным, тихим голосом повторяет определенный текст, подлежащий заучиванию спящим человеком.
Какой же может быть эффект от обучения по методу гипнопедии? У одних лиц, в особенности при их безразличном отношении к проводимым исследованиям, такой опыт при повторении монотонного раздражителя может вызвать глубокий сон, без образования «сторожевого» (воспринимающего) пункта, и в результате испытуемый ничего не запомнит.
У лиц, заинтересованных в положительном исходе опыта (например, у студентов, готовящихся к экзамену, к конкурсу и т. п.), на фоне частичного сна может возникнуть сторожевой пункт, который и будет воспринимать только данный раздражитель - предлагаемый текст.
Однако следует указать на одно обстоятельство: подобно тому, как после пробуждения нередко выпадают из памяти некоторые сновидения, так и впечатления, воспринятые во время сна в виде воспроизведенного текста, могут выпадать. Таким образом, при применении гипнопедии лишь в относительно небольшом числе случаев может быть достигнут положительный эффект.
Интеллектуальная деятельность во время сна
Известны случаи творческой интеллектуальной деятельности во время сна. Иногда человек, увлеченный определенной проблемой (решением определенной задачи), не в состоянии разрешить ее в состоянии бодрствования, во сне же он находит правильное ее решение.
Такая возможность решений задач во сне объясняется тем, что в состоянии разлитого торможения образовавшийся под влиянием поисков ответа «сторожевой пункт» изолируется от различных посторонних раздражений.
Это свидетельствует о том, что в периоды «частичного» сна проявляется некоторая психическая деятельность. Однако к экспериментам и, в частности, к обучению во время сна, следует подходить очень осторожно во избежание различных его нарушений.
Более целесообразно стремиться к углублению ночного сна, а не к его растормаживанию. Глубокий и достаточно продолжительный сон человека содействует полноценному бодрствованию, более экономичному и более плодотворному процессу мышления в состоянии бодрствования.
Появление сновидений
Переходные фазы сна человека являются основой для появления сновидений, что обусловлено непрекращающейся деятельности мозга во время сна. Сновидения являются «естественным спутником» сна.
И если бывают редкие случаи, когда тот или иной человек заявляет, что он не видит сновидений, то это потому, что последовавший вслед за ними глубокий сон (глубокое торможение) приводит к тому, что человек забывает их и после пробуждения о них не помнит.
Есть основания полагать, что сновидения имеют место не только у человека, но и у животных. Нередко можно видеть, как например, собаки во время сна визжат, мотают головой, лают, перебирают лапами. В какой форме у животных проявляются сновидения, мы не знаем.
У человека же, как показывает само слово «сновидение», они носят зрительный характер. В преобладающем большинстве случаев во сне мы видим различные образы, часто фантастические сочетания их. Переживаем различные сцены, отражающие действительность.
Иногда сновидения в той или иной мере совпадают с некоторыми жизненными обстоятельствами, как бы «сбываются». Это дает суеверным людям основание считать, что существуют «вещие», или «пророческие», сны, «сон в руку».
Уже сам факт возможности переживания в сновидениях какой-то иной жизни, отличной от той, которую мы переживаем в состоянии бодрствования, представляется явлением таинственным и загадочным, а поэтому с давних времен оно привлекало внимание человека.
Первобытный человек представлял себе сновидения как «переживание души во время ее странствий» вдали от покинутого ею тела. Религия и церковь всегда поддерживала в массах наивные представления о сущности сновидений. Все религии считают, что сновидения являются средством общения с богом.
По рассказам библии ангелы в сновидениях сообщают людям волю бога, его намерения и открывают ему средства для исцеления от недугов. Считалось также, что души умерших могут навещать души живых людей и через сновидения сообщать им о событиях, которые должны произойти в их жизни.
На этом основании было создано толкование сновидений, широко применявшееся в древности. Искусство и право толкования сна находилось в руках представителей религии, объяснявших сновидения так, как им было выгодно.
Несмотря на то что медицина XVIII и XIX веков отказалась от религиозно-мистического толкования сновидений, она не могла их научно объяснить, как и не могла дать правильного объяснения сущности сна.
Идеалистические учения философов о сущности сновидений
- В ряде западных стран, в первую очередь в США, получило распространение идеалистическое учение Зигмунда Фрейда, согласно которому сновидения отражают в символическом виде «бессознательную» жизнь человека. Сновидения, по Фрейду, есть не что иное как «удовлетворение» неудовлетворенных и вытесненных в области подсознания запретных половых влечений и «влечения к смерти». Такая трактовка сновидений произвольна, спекулятивна и ничем не доказана. Она не только не дает научного объяснения механизмов сновидений, но уводит научную мысль в область мистики.
- Согласно учению Французского философа Бергсона, в сновидениях человек переносится в «царство духа». Память и воспоминания Бергсон считает не продуктом деятельности головного мозга, а проявлением духа.
- Итальянский психолог Санте де Санктис считает, что в состоянии глубокого сна
«сновидное сознание... входит в мистический экстаз, в царство мифа и интуиции».
Все эти теории сновидения - продукт идеалистической философии и психологии Запада - оказывают влияние на некоторых ученых-физиологов, считающих психическую жизнь человека недоступной областью для физиологического исследования.
Только в XX столетии российским ученым И.П. Павловым была раскрыта материальная сущность психической деятельности в самых различных ее проявлениях,фазы сна человека, и сущность сновидений.