История

Города, построенные на воде

Если бывают улицы на воде, (подробнее: Как путешествовали раньше) то должны быть и города, построенные на воде. Можно подумать, что речь идет о гигантских океанских экспрессах с гостиными, спортплощадками, магазинами, местами для прогулок, лифтами, эскалаторами, со всем тем, что обычно бывает только в городах.

Нет, здесь говорится о настоящих городах, в которых люди живут постоянно, ходят на работу, а не проводят несколько дней, большею частью для развлечения, как на океанских экспрессах.

Гавань Бруней

В гавани одного из таких городов, построенных на воде в 1521 году снялась с якоря эскадра испанского кругосветного путешественника Магеллана. Это была гавань Бруней на северо-западном берегу острова Борнео, самого большого острова Азии. Теперь в этой гавани стоят английские военные корабли.

Туземцы, тогда еще свободные люди, жили в домах, построенных на воде на высоких сваях. Таких домов было 25000, целый город. Во время прилива по улицам из воды «гуляли» в лодках, смеясь и болтая, «ходили» на базар и на работу. Такие свайные постройки существуют еще и сейчас в Индокитае и на острове Новая Гвинея.

Дома «на ходулях»

В первобытные времена, когда охотники умели уже обтесывать камни и получать бронзу, в Европе тоже были дома «на ходулях», например в Германии и Италии. Спасаясь от враждебных племен и диких зверей, люди уходили в болота и на озера.

Поневоле им приходилось строить свои жилища на сваях. Зато здесь они чувствовали себя в безопасности и могли спокойно заниматься своими промыслами. Ни одному строителю не придет в голову строить дом на песке. Ведь под тяжестью дома песок осядет и здание разрушится. А вот дома, построенные на воде, выдерживают натиск времени.

Город Венеция

Город, построенный на воде - Венеция. В 452 году гунны, которых Аттила привел в Европу из восточных степей, разорили много городов и деревень. Они превратили в груду мусора и золы римскую крепость Аквилею, построенную на южном склоне Альп. Жителей крепости они погнали перед собою.

Дойдя до берега Адриатического моря, беженцы остановились, не зная, что предпринять, чтобы спастись от преследователей. Вдали от берега они обнаружили множество мелких островов, отделенных от суши широкими морскими рукавами, называемыми лагунами. На эти острова и перебрались беженцы, основав здесь город, названный ими «Венеция», что значит «город беженцев». В средние века город беженцев - Венеция был самым богатым городом в Европе и одним из самых красивых городов мира.

Во времена расцвета в его многочисленных гаванях стояли на якоре 33 000 кораблей. Около 160 каналов, больших и малых, созданных природой и рукою человека, делят город на 118 маленьких островов. Самый большой и красивый канал - Канале Гранде - шириной 70 метров. 400 мостов объединяют массу островов в один город.

С материком Венецию соединяет железнодорожный мост длиной около 4 километров. Еще не так давно единственным средством сообщения в городе были лодки. Итальянцы называют их гондолами, а лодочника - гондольером. Теперь и здесь появился мототранспорт, и безработные гондольеры бродят по городу дворцов и храмов, который когда-то называли «Королевой Адриатики».

Венесуэла - маленькая Венеция

Именем итальянского города на островах была названа целая страна в Южной Америке. В 1499 году итальянец Америго Веспуччи высадился на берегу залива Маракаибо. С удивлением рассматривали они свайные постройки туземцев. Америго Веспуччи, вспомнивший в этот момент о Венеции, назвал увиденную ими страну Венесуэлой, что значит «Маленькая Венеция».

Сегодня Венесуэла принадлежит к странам, обладающим богатейшими запасами нефти. Вместо свайных построек мы увидим здесь теперь бараки рабочих-нефтяников и небоскребы иностранных нефтяных концернов.

Амстердам - северная Венеция

Деловое оживление царит в северной Венеции - Амстердаме. Здесь большинство зданий тоже построено на сваях. Каналы, прямые, как будто их провели по линейке, делят город более чем на 100 маленьких островов. Голландцы очень любят свои каналы.

По обеим сторонам их, как на настоящих улицах, они посадили деревья. Прежде купцы подводили суда по каналам прямо к своим домам. Большая часть Голландии, как и Амстердам, пересечена каналами. Это самая богатая водою страна в Европе.

Петербург - город мостов

Еще больше, чем Амстердам, напоминает Венецию Петербург, основанный в 1703 году Петром Первым в болотистой дельте реки Невы. Здесь тоже многие здания пришлось строить на сваях. Так же как и Венеция, его пересекают в различных направлениях многочисленные каналы, притоки и рукава Невы - всего их 65. Они образуют 101 остров. Острова соединены больше чем 400 мостами.

Город Шпревальд

В Германии между городами Люббен и Котбус река Шпрее делится на множество рукавов. Она «заблудилась» на плоской равнине и превратила низменность в большое болото. Уже в течение нескольких тысячелетий в этой низменности в городе Шпревальд, живет народ зорбен, до сих пор сохраняющий свой язык и культуру. Непроходимая болотистая впадина, словно крепость, надежно защищала его от всех нападений врага. Всюду, куда в других местах идут пешком или едут в автомашинах, жители Шпревальда едут в плоскодонках.

В лодках едут дети в школу, в лодках едут зорбские крестьяне на собрание. В лодках доставляет почтальон письма, в лодках вывозят удобрение в поле везут урожай в амбары. Это очень романтично, но становится очень опасно, когда на Шпрее бывает паводок.

Тогда вся низина затопляется и маленькие холмики, на которых построены дома, возвышаются из воды, как настоящие острова. Но жители Шпревальда умеют защищаться от воды. Они покрыли свою страну густой сетью осушительных каналов и получили большие участки плодородных земель под луга и огороды.

Так в Шпревальде мы видим, как в городе, построенном на воде, естественные и искусственные каналы мирно уживаются друг с другом.