Рисование

Как научиться хорошо рисовать

Успех или неуспех обучения рисованию зависит от методики преподавания и личности учителя. Хороший педагог сможет научить детей рисованию и в самых трудных условиях. Конечно, гораздо лучше, если обучение будет проходить в благоприятных условиях. Чтобы стать хорошим учителем рисования, нужно стремиться к этому упорно. Если учитель хочет научить рисовать детей, он должен уметь рисовать сам.

Он не обязан быть художником, но должен на уроках рисовать и постоянно совершенствовать свое мастерство. В процессе работы учитель приобретает опыт, который затем передает ученикам.

В одной статье уже давались советы учителю по рисованию, советуем их тоже прочесть, так как от него многое зависит. Учитель, как правило, уже в начале своей деятельности решает, по какому пути идти: либо по легкому, то есть ограничивает себя «деланием рисунков», рисованием по образцам и т. д., но при этом способе он не научит средних учеников работать самостоятельно, либо учитель, стремясь научить детей рисовать, выбирает путь нелегкий.

Избирая второй путь, педагог обязан знать, чему он хочет научить, он должен организовать свою работу так, чтобы начинать с легкого, простого задания, а в дальнейшем, когда ученики освоят предыдущий материал, подать им новый.

В каждом рисунке он может научить только одному новому действию. Учитель не должен забывать и о повторении пройденного. Когда учитель решит, чему и как он хочет научить детей, он выбирает тему.

Новое задание, новую технику работы, которой он хочет научить школьников, он показывает им прежде всего сам, в тех же условиях. Ученики видят с самого начала работы процесс действий, а затем уже работают под руководством учителя. Учитель делит работу на отдельные задания, которые предлагает последовательно.

Когда у учеников накапливается достаточное количество определительных и выразительных навыков, они видоизменяют их и позднее ищут собственный, более быстрый путь для изображения реальной, окружающей их действительности.

Чтобы коллективное объяснение и исправления на доске соответствовали условиям работы учеников, рекомендуется в младших классах при обучении обращению с красками дать указании на доске, помещенной на соседней стене, натертой матово-белой или другой очень светлой краской, или на оберточной бумаге, прикрепленной к доске.

Фоновая краска оберточной бумаги должна быть такой же, как цвет бумаги, на которой ученики рисуют. Если учитель рисует на черной доске цветными мелками – желтым и белым, в то время как ученики работают на белом фоне, цветной эффект не может быть одинаковым.

Необходимым условием успешной работы является внимательность учеников во время объяснений преподавателя. От учителя зависит, смогут ли ученики сосредоточиться во время его объяснений.

Он заинтересовывает их доступностью изложения и актуальным выбором тем, показывает, как можно приобретенные знания использовать на практике рисования либо при изучении других предметов школьной программы.

Чтобы научить хорошо рисовать, учитель наблюдает,как проявляется интерес учеников к рисованию и их стремление научиться рисовать. Это стремление должны воспитывать не только учитель, но и семья и общество.

Если темп работы у некоторых учеников замедлен, уместно использовать интерес учеников к соревнованию. Если ученик невнимателен, необходимо выяснить, в чем причина этой невнимательности. Может быть, в том, что он задумался над каким-то местом в изложении учителя, а может быть, думал о чем-то постороннем.

Сосредоточенную внимательность и интерес учитель видит обычно «по глазам» ученика. Небрежных учеников и учеников, обладающих другими недостатками, следует воспитывать индивидуально, иногда удачно избранной работой, иногда духом соревнования, иногда поощрить одобрением, доверием, иногда поручать отдельные задания в коллективе и т. д.

Исправляя работы, учитель не должен поступать догматически, не злоупотреблять своим авторитетом. Сначала нужно опросить учеников, какие ошибки они сами заметили. Если ученики не заметят всех ошибок, учитель должен обратить на них внимание и предложить ученикам проконтролировать работу.

Преподаватель ни в коем случае не должен разрешать ученикам исправлять ошибки механически, без анализа. Контроль на расстоянии с помощью прищуривания глаза является важной составной частью правильного процесса обучения рисованию.

Если у учителя есть достаточно времени, он может испытать активность учеников, проверить, хорошо ли они запомнили ход работы и последовательность действий. Для этого он рисует модель по указаниям учеников в той последовательности, в какой они ее запомнили.

Неточные или неправильные указания учитель производит по неправильной формулировке, чтобы ученики поняли, насколько необходимо точное, недвусмысленное выражение, исключающее искаженное и просто плохое изложение. И эта форма работы может помочь ученикам закрепить навыки в последовательности действий.

Прежде чем приступить к более трудному материалу, учитель готовит учеников к трудностям таким способом, чтобы возбудить у них интерес к преодолению препятствий. Робких учеников или учеников, страдающих другими недостатками, он подбадривает, оказывая им доверие.

Даже небольшая похвала может содействовать появлению здоровой уверенности в себе. В школьной практике бывают случаи, когда ученики проявляют односторонние художественные способности. Одни рисуют посредственно, но хорошо моделируют, другие плохо чертят шрифт, но хорошо изображают с натуры.

Некоторые обладают хорошим воображением, но плохо изображают с натуры. При оценке знаний это нужно учитывать. Формы оценок бывают разные. Оценивает либо учитель, либо сами ученики составляют порядок рисунков по качеству, иногда, правда, с помощью учителя.

Окончательная оценка всегда ставится учителем либо он может подтвердить оценку учеников. В том случае, когда ученикам дают право располагать рисунки по их качеству, работы должны быть подписаны на обороте.

Как видим, ответ на вопрос как научиться хорошо рисовать в основном зависит от учителя. Учитель не должен переоценивать воображение ученика и его художественные способности и не должен приуменьшать зрительные и изобразительные способности своих воспитанников.

Если усилия преподавателя и процесс обучения не приводят к желаемым результатам, учитель обязан проверить, в чем он допустил ошибку, найти ее и постараться в будущем избегать подобных ошибок. Учитель всегда помнит о цели урока и постоянно проверяет, достиг ли он ее.

Контролируя собственную работу, учитель растет как педагог, он не должен упускать случая поучиться у своих коллег. Педагогическая литература и специальные журналы могут основательно помочь в повседневной информации и улучшении работы учителя.

Интерес учеников к улучшению результатов работы повысится, если учитель своевременно выставит для всеобщего обозрения ученические работы и ежегодно будет отбирать их для школьного архива рисунков.