Спорт

Каким видом спорта заняться

Итак, вы всерьез решили заняться спортом. Это очень хорошо, но не забудьте, прежде чем начать заниматься, обязательно посоветоваться с врачом, каким видом спорта заняться.

Какой вид спорта выбрать?

Какие из видов спорта наиболее полезны и с каких лет можно заниматься ими? Ребятам младшего школьного возраста можно заниматься плаванием, фигурным катанием на коньках, лыжами.

Кататься на коньках, учиться плавать и ходить на лыжах можно даже с 5–6 лет. Сначала это будет просто развлечение, а потом, уже лет с 11–12,– настоящие тренировки. Занятия фигурным катанием можно начинать с 7–8 лет.

Эти виды спорта считаются лучшими для школьников потому, что проводятся на открытом воздухе, вовлекают в движение почти все мышцы, хорошо вентилируют легкие, помогают работе сердца.

Хорошо развивают мышцы спины, живота, улучшают осанку. Ведь, наверное, никто не встречал сутулого лыжника, конькобежца или пловца. У пловцов и лыжников во много раз увеличивается дыхательная сила легких, а сердце за каждое сокращение выталкивает крови почти вдвое больше, чем у нетренированного, хотя сокращается реже.

В самые ответственные, напряженные моменты, например на любых соревнованиях, тренированное сердце может намного усилить свою работу. На финише, когда спортивная борьба достигает наивысшего накала, у плохо тренированных конькобежцев или лыжников пульс никогда не превышает 180–200 ударов в минуту.

А у мастеров спорта может доходить до 270–280! И вдвое быстрее возвращается в нормальное состояние. Фигурное катание вырабатывает хорошую ориентировку в пространстве, координацию движений, умение в совершенстве владеть своим телом.

Каким видом спорта заняться школьнику

Летом кроме плавания большинство ребят увлекается спортивными играми. Для младшего школьного возраста мы рекомендуем заниматься волейболом, настольным теннисом и баскетболом. Обучаться этим видам спорта можно начинать уже с 7–8 лет, к тренировкам приступать с 11–12 лет.

Спортивные игры вырабатывают подвижность, быструю реакцию, глазомер и еще одно важное качество – чувство товарищества: ведь каждый игрок – член маленького коллектива, он отвечает не только за себя, но и за всю команду.

Полезнее всего, конечно, играть не в зале, а на площадке во дворе школы, на стадионе, в детском парке. С 8–9 лет можно начать заниматься легкой атлетикой. Она всесторонне развивает организм, укрепляет сердце и легкие, воспитывает волевые качества.

Переходить к тренировкам рекомендуется с 11– 12 лет. Можно включать бег на 30–60 метров, прыжки в высоту и длину с разбега, кроссы до 500 метров, метание в цель. Из спортивных игр рекомендуются настольный теннис, волейбол, бадминтон, ручной мяч, футбол, хоккей. Ребятам среднего школьного возраста можно заниматься велосипедом, спортивной гимнастикой.

Для девочек особенно полезна художественная гимнастика: она воспитывает ритмичность, изящество, вырабатывает хорошую осанку, грациозность. Очень полезна гребля. Заниматься ею ребятам можно с 11–12 лет, сначала на легкой прогулочной лодке, а в старшем школьном возрасте – тренироваться и в академической гребле.

Движения гребца хорошо укрепляют мускулатуру, а свежий воздух на реке благотворно действует на органы дыхания. Ведь недаром гребцы имеют широкую грудную клетку, а объем легких у них вдвое превышает норму. В старшем школьном возрасте уже разрешается бег на короткие (до 100 метров) и средние (до 800 метров) дистанции, кроссы до 2– 3 километров, метание облегченных снарядов – диска, гранаты, ядра, копья.

Юноши могут заниматься бегом с препятствиями, боксом, коньками, участвовать в лыжных соревнованиях на 10–15 километров. Девушки – спортивной и художественной гимнастикой, бегом на коньках, на лыжах (до 5–8 километров). Однако не все виды спорта могут быть рекомендованы.

Бокс, борьба, тяжелая атлетика, чрезмерное увлечение футболом могут принести вред. Тренировки в этих видах спорта разрешаются лишь с 13–14 лет и только под руководством опытных тренеров.

Как правильно выбрать вид спорта

И все-таки что же выбрать, какой вид спорта предпочесть? Вот послушайте, что говорят настоящие спортсмены. Все они увлекались спортом, с удовольствием играли в волейбол, теннис, баскетбол, гребли на байдарках. Но у каждого был свой, заветный, вид спорта.

Большего удовольствия, чем то, которое получаешь от плавания, не бывает,– сказала бывшая чемпионка СССР по плаванию Капитолина Васильева.– И теперь, на тренерской работе, я стараюсь объяснить своим юным ученикам, что хорошо уметь плавать должен каждый, что вода кроме огромного наслаждения приносит и большую пользу: укрепляет и закаливает наш организм.
Вечерний каток – это поэма, сотканная из света, льда, музыки и звенящих коньков! – заявила заслуженный мастер спорта Римма Жукова.– Можно кататься вдвоем или целой компанией, заниматься фигурным катанием или играть в хоккей. Но по мне – лучше всего мчаться, обгоняя ветер. Кто испытал хоть раз прекрасное чувство скорости, тот не оставит этого замечательного вида спорта.

Такие высказывания можно продолжать до бесконечности – у каждого свой вкус, своя привязанность. Но не всегда первый выбор бывал окончательным. Каким видом спорта заняться? Этот вопрос многих тревожит и со временем каждый понимает что ему больше нравится.

Тем, кто читал книги о наших прославленных спортсменах, нередко попадались рассказы о том, что не все они шли прямой дорогой к успеху в спорте и достижениям, не сразу «находили себя» в том или ином виде спорта.

Вот любопытный случай. Кому неизвестно имя многократного чемпиона Советского Союза по борьбе самбо, «профессора борьбы» Генриха Шульца? Ведь это он произвел переворот в истории самбо, победив в первых же состязаниях лучших в мире борцов – японцев. Чтобы понять всю значительность такой борьбы, надо вспомнить, что уже около 100 лет из поколения в поколение передают спортсмены Страны восходящего солнца свою любовь к дзюдо – виду спорта, сходного с нашей борьбой самбо. На протяжении многих десятилетий победу у себя дома всегда одерживали японцы.

И когда в 1963 году в Японию приехали советские борцы, вопрос: кто победит – не вызывал сомнения. Ведь нашим самбистам предстояло сразиться с опытными борцами дзюдо. В трех японских городах должны были проходить встречи. Не только японские борцы, но и все болельщики, все жители были уверены в превосходстве японского стиля над советским.

Первая встреча закончилась со счетом 3 : 1 в пользу японцев. Победил лишь Генрих Шульц. С интересом следили зрители за борьбой, но не придали должного значения победе советского спортсмена: она им казалась случайной. Вторая встреча заставила хозяев задуматься: счет стал ничейным – 2 : 2. Вместе с Г. Шульцем победителем оказался и другой наш спортсмен – Олег Степанов.

Шквал страстей бушевал в спортивном зале города Йокахамы, где проходила третья, последняя, встреча советских и японских спортсменов. Еще бы! Перед последним поединком Шульца с лучшим борцом Японии «звездой» дзюдо Ямамото счет был 2 : 1 в пользу советских борцов. Когда закончилась последняя минута схватки грозных соперников, громовой крик потряс зал. Счет 3 : 1.

Впервые в истории дзюдо японцы уходили с ковра побежденными – не помогли и родные стены. Многие, прочтя этот рассказ, пожмут плечами: «Наши победили – это, конечно, хорошо. Но ведь побеждали советские спортсмены не раз и в других странах». Это верно.

Мы рассказали о победе Генриха потому, что путь к этой победе был нелегок и извилист. И начался он в секции не борьбы, а... гимнастики. Его, гимнаста первого разряда, тренирующегося по программе мастеров, как-то шутя, вызвал на единоборство щуплый, небольшого роста мальчишка-самбист и с первого броска победил.

Это казалось невероятным! В чем тут секрет? Генрих попытался его разгадать. Но один раз, зайдя в борцовский зал, Генрих увлекся новым для себя видом спорта, технически сложным и интересным. Эта любовь росла с каждым месяцем, с каждым годом. Шульц настойчиво тренировался.

И вот в родной Риге, где он когда-то провел свой первый неуклюжий бросок, Генрих получил первую золотую медаль чемпиона страны. История спорта знает немало таких примеров.

Мы рассказали об этих примерах не случайно. Нелегко далась спортивная победа Генриху Шульцу, но основой этой победы была прекрасная физическая подготовка его как гимнаста.

Гимнастика помогла Генриху стать чемпионом по борьбе. И это не парадокс, не шутка. Всесторонняя физическая подготовка нужна каждому спортсмену: легкоатлету и гимнасту, футболисту и стрелку, волейболисту и шахматисту. Тренированный человек не только физически силен, но и хладнокровен, аккуратен, дисциплинирован.

Он умеет экономно расходовать свои силы, быть настойчивым, целеустремленным. Недаром говорят, что соревнования – это огромное напряжение не только мышц, но и нервов. Выходит победителем тот, у кого крепче нервы и сильнее воля. Возможно на вопрос, каким видом спорта заняться, вам даст ответ какой-то случай в жизни.