История

Религия: как произошел человек

Чем объяснить поразительное сходство обезьян с людьми? На этот вопрос давались в прошлом самые различные ответы, один противоречивее другого.

Многие ученые еще не так давно, лет двести назад, считали, что человекообразные обезьяны представляют собой породу каких-то диких «орангутангов», то есть «лесных людей» (орангутанг на малайском языке означает «лесной человек»).

Орангутанги водятся в Южной Азии – на островах Суматра и Борнео. Некоторые натуралисты даже верили, что орангутанги притворяются немыми и не понимающими человеческую речь из опасения, что их могут превратить в рабов и заставить непосильно работать.

В отдельной статье мы уже рассматривали поведение обезьян.

Древнеегипетский бог Хнум на гончарном круге лепит из глины первых людей

В некоторых изданных в начале прошлого века книгах можно прочесть небылицы об орангутангах, будто бы работавших на кораблях в качестве матросов, и т. д.

Так изображали в прошлые века человекообразных обезьян, которых принимали за лесных диких людей

Человек произошел от обезьян

Иначе подходили церковники к вопросу о сходстве обезьян с человеком. Для них признать, что человекообразные обезьяны – люди, означает также признать, что и бог, создавший людей по своему образу и подобию, должен быть похож на обезьян.

Поэтому церковники категорически отвергали мысль о том, что антропоморфные обезьяны – дикие люди. Вместо этого отцы церкви высказывались в пользу того, что орангутанги в далеком прошлом были людьми. Но они согрешили перед богом, который в наказание превратил их в животных.

Вера в эту версию была настолько сильна, что некоторые церковники, согласно сохранившимся преданиям, отправлялись в Африку проповедовать среди обезьян библию в надежде, что их вновь удастся преобразить в людей и примирить со всемогущим «творцом».

Представление о том, что человек появился на Земле сверхъестественным путем, что он создан богом, является пережитком очень далекого прошлого.

Различные теории происхождения человека

У разных народов сохранилось много самых разнообразных сказок о происхождении человека. В наиболее древних из них рассказывается, что первые люди свалились на Землю с Луны, что выросли они на деревьях, вылупились из яйца, снесенного какой-то чудесной птицей, и т. д.

В более позднее время, с развитием ремесел, когда люди все больше и больше начинают выступать в качестве мастеров, творцов различных предметов, появляются легенды, в которых утверждается, что первые люди были сотворены какими-либо героями или богами: вырезаны из дерева, высечены из камня и т. п.

У древних народов, умевших изготовлять гончарные изделия, возникло представление, что первые люди были сделаны богами из глины. Так, в древнем Египте верили, что бог, по имени Хнум, вылепил первого человека на гончарном круге.

Согласно древнегреческой легенде, бог Зевс, подобно гончару, вылепил людей из глины, а богиня Афина «одушевила» их, то есть оживила.

Греческий бог Зевс лепит из глины первых людей, а богиня Афина "одушевляет" их

Библия о происхождении человека

Подобная же легенда имеется и в библии – священной книге иудеев и христиан.

В этой легенде рассказывается, что бог, по имени Ягве, или Иегова, вылепил первого человека – Адама – из «красной земли», то есть из глины, и «вдунул в него душу живую». Когда Адам уснул, бог взял из его тела ребро, из которого создал женщину – Еву. От этих двух перволюдей, как уверяет библия, и пошел весь род человеческий.

Церковники утверждают, что все написанное в библии является «божественным откровением». За неверие в библию десятки и сотни тысяч людей приговаривались инквизицией – судами католической церкви – к заточению в темницах и сожжению на кострах.

Только по приговорам главного инквизитора в Испании Торквемадо (XV век) было сожжено свыше десяти тысяч человек. Воинствующая церковь в течение многих веков вела ожесточенную войну против науки.

«Может быть признано только то, что признается библией, так как ее авторитет имеет большее значение, чем все силы человеческого ума».

Так писал один из наиболее влиятельных церковников – святой Августин.

И церковь жестоко расправлялась с теми, кто расходился с ней во взглядах.

Очень много ученых погибло от рук «благочестивых» изуверов в застенках и темницах инквизиции. Немало их вынуждено было склонить свои колени перед церковью и проклясть всю свою прежнюю деятельность.

Галилея (XVI–XVII века) церковь принудила на старости лет объявить «ересью» все его великие достижения.

Прославленный врач и анатом XVI века Андрей Везалий, спасшийся от костра инквизиции благодаря покровительству короля испанского Филиппа II, вынужден был отказаться от всякой дальнейшей научной деятельности.

Даже в XVIII веке богословский факультет Парижского университета заставил знаменитого французского натуралиста Бюффона публично заявить:

«Я отказываюсь от всего, что в моей книге относится к образованию Земли, и вообще от всего, что может оказаться в противоречии с рассказом Моисея», (Моисей легендарный автор библии).

Таковы отдельные эпизоды из истории борьбы религии против науки.