Рисуем параллелепипед
Рисуем параллелепипед, передняя стена которого фасадна, а дно горизонтально, но лежит под горизонтом.
Перед этим заданием мы на подвижной модели квадрата упражнялись в определении и нанесении нефасадных направлений на рисунок и в измерении перспективных сокращений. Анализ. Определим и нарисуем размеры и направления верхней плоскости параллелепипеда. На модели сопоставляем их с высотой или, если это удобнее, с шириной передней стенки. Затем согласно измерению на рисунке делим или умножаем тот размер, с которым мы соизмеряли на модели.
Как рисовать параллелепипед
На рисунке выбираем и наносим произвольной длины отражение размера АD. На модели промеряем АВ и АD, рисуем высоту АВ и целую фасадную стенку АВСD. Потом определяем и изображаем верхнюю плоскость АDFЕ. Установив измерением на модели, что GJ вмещается в АВ четыре раза, разделим на рисунке АВ на четыре части, одну часть нанесем над АD и нарисуем горизонтальную прямую, отображение искомого положения ЕF.
Направления АЕ и JF определяем и наносим по направлениям на модели. Рисуем параллелепипед после анализа. На рисунке модель поставлена так, что ее середина находится прямо перед глазом наблюдателя, на втором изображена модель, подвинутая несколько вправо.
В изображении обеих моделей параллелепипеда продолженные направления DF и АЕ, если они определены фасадным карандашом на подложенной бумаге, как в действии № 3 (установление и нанесение), кажутся сближающимися. Перенесенные на рисунок они пересеклись бы в точке, которую мы обозначили буквой H (главная точка).
Проводим через них горизонтальную и вертикальную прямые. Разобрать все явление также теоретически и на рисунке и на модели невозможно. Удобно показать вертикаль, горизонталь и точку их пересечения, главную точку H, которая лежит прямо перед глазами наблюдателя и к которой сходятся мнимо все нефасадные параллельные прямые горизонтальные, перпендикулярные к фасадной плоскости.
Нужно также указать учащимся на назначение фокусов. У всех нефасадных горизонтальных параллельных прямых одного и того же направления фокус будет на горизонтали, у нефасадных параллельных того же направления, которые не являются горизонтальными, а уходят вверх, фокус будет над горизонталью. Фокус нефасадных параллельных того же направления, которые уходят наискось вниз, будет над горизонталью.
При объяснении удобно начинать с выяснения с учащимися основных названий, а в дальнейшем указать учащимся, как уходят в сторону нефасадные направления, нефасадные горизонтальные, наконец, нефасадные горизонтальные, перпендикулярные к фасадной плоскости. Когда мы получили перспективное отражение верхней плоскости параллелепипеда, изображаем нижнюю плоскость. С точек Е и F опускаем горизонтальные прямые.
На них будут вершины СН и I. Если желаем изобразить размер LK по наблюдению, рисуем ВСIСН на полу мелом, потом параллелепипед отодвинем и искомый размер сопоставим с ВС. Таким же образом из первоначального положения можем нанести направления ВСН и CI. Вертикальная прямая, опущенная из точки Е, нанесенное (удаляющееся) направление из точки В и горизонтальная прямая, проходящая, через точку К, будут пересекаться в точке СН.
Если они не пересекутся в одной точке, значит мы допустили ошибку, которую должны найти и исправить. Если рисование проведено правильно, направления удаляющихся нефасадных граней будут пересекать друг друга в точке H, то есть в главной точке, в том случае, если передняя плоскость параллелепипеда фасадна и если весь предмет находится в поле зрения.
Если же они не пересекутся там, учащиеся должны обнаружить ошибку и исправить ее. Чтобы избежать ошибки, нужно приучить учащихся с самого начала обучения к сознательной, внимательной и ответственной работе.
Поспешная и непродуманная работа сначала и плохая обработка действий таят в себе основы неуспеха. Надеемся, мы внесли немного ясности как рисовать параллелепипед с фасадной стороны. Если учащийся привык правильно перспективно изображать явление, он легко может на правильном рисунке выводить правила, лучше понимать и запоминать теорию, потому что уже на практике дополняет ее личным опытом.
Невозможно, чтобы два ученика, сидящие друг возле друга и наблюдающие одну и ту же модель, видели ее в одинаковой перспективе. Каждый ученик рисует свою маленькую модель, удобно расположив ее и подложив под нее бумагу так, чтобы передняя сторона модели была фасадной. На бумаге зарисовывается дно модели.