Рисование

Точное размещение рисунка

Если преподаватель хочет добиться того, чтобы учащиеся старших классов выполняли точное размещение рисунка и наиболее удобно на данной площади размещали группу предметов, он выбирает для этого способ, при котором случайность почти исключена.

Для посредственных учеников этот способ очень трудный, поэтому педагог может прибегать к нему лишь тогда, когда учащиеся овладели навыками рисования. Работу учитель распределяет по частям. Для точного размещения рисунка выбирается способ, при котором случайность почти исключена.

  1. Прежде всего определяют и рисуют вспомогательный прямоугольник для всей группы предметов, затем для ближайшего предмета.
  2. Рисуют ближайший предмет, а потом наиболее отдаленный (по описанию, сделанному в этой статье по рисованию).

При втором способе следует действовать так. После зарисовки оснований дна моделей на бумагу устанавливаются крайние точки: левая, правая, высшая, низшая. На бумаге проводят горизонтальную фасадную прямую через ближайшую точку.

На нее проектируются крайние точки модели, точки А, В, а также вертикальные грани задней модели, в частности IК (рисунок можно увидеть, нажав по ссылке выше). На модели соизмеряются СD к АВ на отрезке подложенной бумаги.

Ученики запоминают или записывают их соотношение. На рисунке изображают как можно большую ширину АВ, СD будет в этом случае немного короче. К нарисованной прямой АВ пристраивают более короткую высоту воронки СD благодаря чему получается вспомогательный прямоугольник для всей группы предметов.

Дальнейший процесс работы аналогичен процессу работы при приблизительном размещении рисунка. Если же вспомогательный прямоугольник установлен совершенно точно, следует производить соизмерение либо только с высотой, либо только с шириной, в зависимости от того, какое из этих измерений является наиболее точным.

В дальнейшей работе надо использовать результаты этого соотношения, не обращая внимания на запись приблизительного размера вспомогательного прямоугольника для целой группы предметов. При рисовании группы тел оправдала себя такая последовательность работы:

  1. Ознакомление учащихся с учебным заданием. План работы. Функции тел в повседневной жизни. Форма.
  2. Установление на модели вспомогательного прямоугольника. Изображение его на рисунке.
  3. Установление на модели положения, величины и размеров ближайшего тела. Изображение его на рисунке.
  4. Осуществление контроля.
  5. Установление положения и величины наименьшего тела по сравнению с наибольшим. Изображение его.
  6. Исправление ошибок.
  7. Оценка.

Если мы не ставим перед собой задачу точно разместить рисунок на плоскости и стремимся лишь ускорить процесс работы, то второй пункт следует, изменить так: 2. Указать размещение тел на бумаге.

Разместить и нарисовать овалы тел. Все остальные этапы процесса работы могут оставаться неизменными. Однако этим не исчерпывается содержание всего учебного задания и каждого метода рисования. Первое задание охватывает подготовительную работу учащихся и преподавателя, особенно тех учащихся, которые помогают учителю перед уроком подготовить необходимые принадлежности для рисования, модели и раздать их.

Ученики должны сгруппировать тела по указанию учителя и зарисовать их основания на подложенную бумагу. Учитель следит за тем, правильно ли сгруппированы тела, объясняет функцию тел в повседневной жизни, зависимость формы и материала от функций предметов.

Установление вспомогательного прямоугольника включает в себя следующие отдельные задания: установление крайних точек (низшей, высшей, крайней левой и крайней правой). Их проектирование на горизонтальную прямую, которую ученики проводят на подложенной бумаге в установленной или самой низшей точке.

Измерение вспомогательного прямоугольника. Изображение его на рисунке. Таким же образом проводятся другие части всего задания, описанные выше при анализе соответствующих действий. Преподаватель и учащиеся контролируют отдельные задания сразу же после их изображения.

К каждому последующему заданию ученики приступают только после выполнения предыдущего задания. Преимуществом такой последовательности работы является то, что процесс работы протекает у всех учеников равномерно, учитель имеет возможность вовремя заметить ошибки учеников и исправить их.

Необходимые дополнения к объяснению преподаватель может давать на доске. Ему так удобнее контролировать, как усвоили ученики материал. Такой порядок работы вначале может показаться длительным. Однако если применить его еще, работа пойдет быстрее. В конце концов, ученики смогут самостоятельно выполнять различные задания.