Уроки рисования для начинающих
Уроки рисования для начинающих начинают с обучения рисованию с натуры, что имеет целенаправленное наблюдение и уточнение. В нем различают семь основных способов. Четыре из них можно проводить, пользуясь карандашом, положенным на стекло.
Уроки рисования для начинающих: способы рисования
- Способ, при помощи которого определяется, какая из наблюдаемых точек кажется наблюдателю высшей, низшей, самой высокой и самой низкой.
- Способ, при помощи которого выясняется, какая из наблюдаемых точек видна наблюдателю слева, справа или по краям предмета.
- Способ, при помощи которого выясняем направление грани предметов и направления воображаемых соединительных линий между точками их пересечения.
- Способ, при помощи которого выясняются направления округлости цилиндра и конуса, находящихся в нефасадном положении, или их осей.
- Уточнение размеров и пропорций путем соотношений,
- Зарисовка сложных форм с помощью негативов.
- Контроль собственной работы (отступить на расстояние, повторить весь процесс работы).
Правильное изучение и применение этих способов дает возможность начинающему художнику при создании рисунка правильно, в перспективе, отметить положение точек, направление и размеры наблюдаемого предмета так, как он видит его из одной и той же позиции.
Художники и способные ученики после длительного обучения, возможно, и сумеют сделать правильную оценку перспективного рисунка без применения указанных способов. Но не следует требовать, чтобы ученики со средними художественными способностями во II ступени школ создавали перспективный рисунок, не зная и не употребляя указанных приемов, умея лишь оценить рисунок.
Если же ученики овладеют вышеуказанными приемами и будут применять их на практике при создании рисунка, приобретут определенные навыки, то они могут с успехом воспроизводить рисунки, рекомендованные при начале обучения.
Предлагаем сейчас посмотреть уроки рисования для начинающих, которые хорошо применять при зарисовках с натуры. Время, отведенное для основательного ознакомления с данными приемами, не следует считать напрасно потерянным, так как это делается для ускорения возможности самостоятельной работы учеников. Ниже излагается каждый прием в отдельности.
Урок рисования № 1 для новичков
Задание: Как определить, какая из наблюдаемых в природе точек, находящихся на разном расстоянии от глаза наблюдателя, является высшей, низшей, самой высшей, самой линией.
Выполнение задания. Педагог демонстрирует, ученики наблюдают. Учитель передвигает по оконному стеклу карандаш, который он держит горизонтально, снизу вверх, причем один глаз у него прищурен, и отмечает, какие точки на наблюдаемом предмете будут видны над верхнем горизонтальной гранью карандаша раньше и какие позже.
Точка, которая закрывается карандашом раньше, является самой низкой точкой предмета. Последняя точка предмета, до которой дойдет карандаш, будет самой верхней точкой предмета. Последовательность в методике прохождения данного метода в классе:
I.
- сначала преподаватель демонстрирует данный прием перед учениками на стекле окна;
- ученики повторяют те же действия на стекле самостоятельно. Учитель двигает карандаш по стеклу горизонтально;
II.
- преподаватель демонстрирует данный способ при помощи карандаша, удаленного от стекла на 1–2 см;
- ученики повторяют действия учителя при тех же самых условиях;
III.
- следующий прием учитель демонстрирует находясь вдали от оконного стекла. Карандаш при этом он держит в согнутой руке. Преподаватель обращает внимание учеников на горизонтальное и фасадное положение карандаша и на то, чтобы наблюдение за предметом велось из одной и той же точки;
- ученики повторяют действия учителя при тех же условиях. Положение карандаша в этом случае см. на рис. 3.
Урок рисования для новичков № 2
Задание: Как определить, какая из наблюдаемых в природе точек, находящихся на разном расстоянии от глаза наблюдателя, расположена слева, справа и по краям предмета.
Выполнение. Преподаватель двигает по стеклу окна справа налево карандаш, который держит двумя пальцами за кончик отвесно. Он определяет, прищурив при этом глаз, какая из точек, наблюдаемых в натуре, появляется на левом крае карандаша раньше, а какая позже.
Потом он делает вывод о соотношении этих точек. Действия учителя повторяют ученики. Педагог проверяет результаты их наблюдений. Этим двум способам рисования для начинающих преподаватель может обучить учеников (в форме игры) лишь тогда, когда у них наступит физиологическая зрелость глаза.
Например, в учебнике по арифметике для 5-го года обучения помещены очень трудные для понимания учеников устные примеры (на тему: движение тел в одном направлении и навстречу друг другу), рассчитанные на оптическое восприятие ребенка.
Урок по рисованию для начинающих № 3
Задание: Как определить вертикальные направления граней и воображаемых прямых, соединяющих точки.
Прежде чем приступить к этим занятиям, необходимо вспомнить с учениками такие понятия: точка, прямая, отрезок, плоскость, горизонтальный, вертикальный, перпендикулярный, наклонный, фасадный, нефасадный; вспомогательные плоскости – горизонтальная, вертикальная, фасадная, нефасадная; линия пересечения плоскостей – горизонтальная, вертикальная, главная точка. Рисование края крыши
Выполнение. Преподаватель на примере какого-либо предмета в натуре, наблюдаемого через оконное стекло, показывает и объясняет ученикам нефасадное направление, например направление нижнего края нефасадной крыши или какое-либо другое нефасадное направление (рис. 5 и 8).
При этом у него обязательно один глаз прищурен, другой закрыт. Учитель кладет карандаш вертикально на оконное стекло и продвигает его по стеклу до тех пор, пока его нижний край не совместится с направлением нижнего края крыши. В этом случае карандаш лежит на стекле наклонно.
Этому способу, с помощью которого определяется нефасадное направление на фасадном рисунке, нужно уделить особое внимание и больше поработать с учениками над выполнением упражнений по рисованию и контролю.
Рисование с натуры не будет проблемой, если уяснить себе принцип данного способа и придерживаться его при проведении занятий. После выполнения нескольких уроков рисования для начинающих преподаватель вместе с учениками старших классов анализирует описанный выше способ. Они убеждаются, что карандаш после перемещения находится в наклонно-фасадном положении, и направление линии предмета в природе, с которым совпадает направление карандаша, является действительно горизонтальным, а по отношению к направлению взгляда наблюдателя – нефасадным.
Преподаватель демонстрирует ученикам изменение горизонтально-фасадного направления в фасадно-наклонное, двигая карандаш, находящийся в наклонном положении, по стеклу до тех пор, пока он не совпадет с нефасадным направлением детали предмета, находящегося за окном. Когда ученики уже умеют определять нефасадное направление граней на стекле, с ними можно провести следующее упражнение по уточнению направлений.
На стекло окна под видимые сквозь стекло грани предмета, находящегося за окном, прикладываем планшет в фасадном положении с наколотой бумагой для рисование, верхний край которой следует расположить горизонтально. Затем на планшет кладется карандаш так, чтобы он частично выдавался над планшетом.
Свободный, выступающий конец карандаша передвигаем до совпадения направлением грани предмета, причем нижний конец карандаша, лежащий на планшете, направлен на фасадное направление предмета. Наш карандаш находится в фасадном, наклонном положении и совпадает с направлением предмета – горизонтальным, нефасадным.
При повторении действий, когда ученики проводят аналогичную работу, причем каждый из того положения, в котором он находится, учитель должен внимательно проконтролировать их действия, особенно проследить за тем, чтобы край листа бумаги для рисования находился в фасадном и горизонтальном положении.
При проведении данного упражнения рекомендуется следующая последовательность: нужно наклонить карандаш так, чтобы он находился в фасадном положении на расстоянии от оконного стекла на 1–2 см до совпадения с направлением предмета, который мы видим через фасадное стекло (не забывая при этом прищурить один глаз и закрыть другой).
Если ученики допустят ошибку при выполнении данного упражнения, то есть неправильно наклонят карандаш в нефасадное положение, то конец карандаша приблизится к стеклу или даже коснется его. Это будет сигналом для учителя о том, что ученик сделал ошибку. Как уточняется и переносится направление с помощью планшета и карандаша.
Планшет нужно держать в вытянутой или несколько согнутой левой руке в фасадном направлении, причем верхний край его должен находиться в горизонтальном положении. Большой палец и мизинец поддерживают планшет со стороны тела, остальные пальцы прижимают его с противоположной стороны.
Карандаш снова кладется в фасадное положение так, чтобы часть его выдавалась за пределы планшета, а планшет располагают так, чтобы над ним было видно направление, которое нужно перенести на бумагу. Далее карандаш передвигается до тех пор, пока его направление не совпадет с направлением, которое необходимо перенести на бумагу.
Направление предмета в натуре – нефасадное, направление карандаша – фасадно-наклонное. Можно допустить, чтобы определенная группа учащихся попыталась определить направление без применения данного способа. В этом случае они приблизительно наклоняют карандаш, но определить наклон его они обязаны, пользуясь данным способом.
На уроках рисования для новичков педагог может научить определять наклон карандаша или угол, образуемый определенным направлением и вертикальной фасадной прямой, применяя складной метр или угломер собственного изготовления. Угломер имеет два плеча, иногда три.
Наблюдение при рисовании с натуры
Тот, кто проводит наблюдение, кладет на стекло окна складной метр так, чтобы фасадно-вертикальное плечо метра совпало с вертикальным фасадным направлением, наблюдаемым в натуре. Потом разворачивается второе плечо метра в фасадное положение до тех пор, пока это плечо не совпадет с нефасадным направлением в натуре.
На природе ведущий наблюдение проводит эту работу иначе: он прикладывает плечи складного метра не к фасадному стеклу, а к находящемуся в фасадном положении планшету, на котором прикреплена бумага для рисования. Когда уточняется направление, бумагу для рисования размещают в фасадном положении, а ее верхний крап приводят в горизонтальное положение.
Вертикальные плечи метра в фасадном положении совмещаются с вертикальной гранью тела. Остальные плечи метра в фасадном положении вращаются так, чтобы при сохранении фасадности они совместились с наблюдаемым предметом модели. Речь идет об упражнении по перенесению на бумагу для зарисовок углов предметов, наблюдаемых в натуре.
Применение диоптра в рисовании
Следующий, не совсем точный, механический способ определения угла между вертикальной или горизонтальной прямой и нефасадным перспективным направлением применение диоптра.
Диоптр – это кусок твердого картона, и котором вырезано окошечко, с натянутой нитью, используемой в качестве горизонтальной и вертикальной осей, в зависимости от надобности. Для удобства пользования его подвешивают на шнуре на шею.
Диоптр употребляться только в том случае, если держать его при наблюдении в точно фасадном положении, при этом верхний его край должен быть горизонтальным. В этом положении диоптр перемещается так, что отрезок линии предмета, находящегося в натуре, направление которою нужно определить, виден с края вертикальной (или горизонтальной) оси, и таким образом определяется величина угла, образованного отрезком и осью диоптра.
Данный угол заносим на бумагу. Применение диоптра и других механических приспособлений для определения углов не является самоцелью, ими пользуются до тех пор, пока художник натренирует свой глаз.
В данном случае складной метр и диоптр необходимы ученикам, пока они не научатся просто и правильно определять и переносить направления, пользуясь карандашом и планшетом в фасадном положении.