Моделирование

Виды маневрирования

Под маневрированием понимается реакция системы на изменение внешних и внутренних условий реализации ее плана, а также на изменение самих целевых установок плана.

В общем случае возможности маневрирования можно свести к маневру

По каждому из этих четырех направлений возможны два основных способа маневрирования: изменение объемных характеристик и организация взаимозаменяемости в пределах имеющихся возможностей.

Рассмотрим условия постановки задачи управления маневренностью в терминах простой линейной модели оптимизации перспективного плана выпуска продукции, то есть классической задачи линейного программирования.

Пусть в детерминированной постановке задача описывается следующей моделью:

где хj - интенсивность использования j-го технологического способа (объем выпуска продукции),

(1) - целевая функция расходов;

(2) - условия на объем выпуска продукции;

(3) - ограничение на поставки ресурсов. Вместе с указанными ограничениями позитивности на интенсивности х могут быть наложены и другие (целочисленность, ограничение сверху и снизу и т. д.).

Слагаемое ограничений по ресурсам aijxj. является скоростью потока ресурсов виду и при J-м способе его функционирования:

Rj = aijxj

Здесь и R, и х привязаны к единице времени и поэтому физически являются скоростью потребления ресурса и скоростью выхода продукции.

В общем случае должно сохраниться соотношение

или сокращенно:

(4)

Будем считать, что показатели α, γ, β, выражающие ускорения, дают характеристику маневренности системы при использовании i-го ресурса j-м способом.

Предположим далее, что существуют предельно возможные значения этих характеристик (как положительные, так и отрицательные):

В принципе для предельных значений (4) может и не выполняться, причем возможны следующие ситуации:

(5)

Равенство (4) может быть не выполнено и в отдельных случаях, когда изменение потребления ресурса происходит при неизменном плане выпуска продукции

или расходный коэффициент во времени не меняется

Далее согласно (5) при

(6)

лимитирование маневренности определяется предельными значениями и в данном случае именно эти предельные характеристики следует считать определяющими.

При

(7)

маневренные свойства будут лимитированы характеристикой , которая в данном случае и будет определяющей.

Наконец, если

и при этом не учитывать избыточность информации, определяющими являются все три характеристики, выражающие разные аспекты маневренности.

Конечно мера маневренности складывается стихийно, как бы за кадром, вне принятыми формальными постановками задач оптимизации плана. Естественно, что целенаправленное управление степени маневренности при этом отсутствует.

При одном и том же количестве объектов в оптимальном плане мера его маневренности может меняться в зависимости от маневренности объектов, попавших в набор плана.

Рассмотрим дифференциацию маневренных свойств на нижнем уровне.

На основании (4) в простой ситуации, когда не происходит изменения во времени норм расхода (aij = 0), ускорение в потреблении ресурса определяется ускорением выпуска продукции.

При этом расходный коэффициент aij выполняет роль «инерционной массы». Нужно тем выше маневренность по ресурсам (при неизменной маневренности по продукции), чем выше «инерционная масса» плана.

В этой связи все факторы, влияющие на расходный коэффициент, одновременно влияют и на показатель маневренности по ресурсам.

Однако в целом степень дифференциации величин предельной маневренности по ресурсам выше, а перечень влияющих на эту характеристику факторов шире, чем по расходных коэффициентах.