История

Водяное колесо

Еще наши предки пели песню о прилежном мельнике и мельнице, которая стучит у журчащего ручья. Песня эта очень старая, но мельничное колесо еще старее.

Первое мельничное колесо стояло на какой-нибудь большой реке, но никто не может с уверенностью сказать, где это было - на Ниле, Ганге или Янцзы. Известно только, что с момента рождения водяного колеса прошло по крайней мере две с половиною тысячи лет.

Появление водяного колеса

До появления водяного колеса женщины размалывали зерна, чтобы испечь хлеб, между двумя плоскими камнями. Это была утомительная работа, а размолотого зерна хватало только на несколько дней. Но вот в устьях рек возникли большие города. Одним из них был Древний Вавилон. Только в одном Вавилоне работало 12 000 водоносов. Все больше потреблялось муки и хлеба, а ручные мельницы вращались так же медленно, как и раньше.

Тогда человек стал думать, кто бы мог помочь ему в этой трудной работе. И он решил: если река легко прорывает плотины и увлекает с собою каменные глыбы, ей ничего не стоит вращать мельничные жернова. Построили колесо с черпаками, расположенными по окружности колеса, и поставили его в вертикальном положении в реку.

Река на пути к морю, река наталкивалась на незнакомое ей препятствие. Сердясь, она хотела столкнуть его с своей дороги, но колесо начало вращаться, черпаки забирали воду, поднимали ее наверх и опрокидывали в желоб, (подробнее: Вода течет в гору). С тех пор водяное колесо стало работать за человека: черпать воду и вертеть мельничные жернова. Но в мелководных горных ручьях водяное колесо отказалось работать. Тогда воду на колесо направили сверху.

Пляшущий ручей весело прыгал в коробочки - черпаки колеса - и вращал его весом воды. Все напоминало здесь колесо-качели, которые ставят на ярмарочной площади. Только «пассажиры» водяного колеса после одного полуоборота падали вниз головою. Так водяные колеса вращались день и ночь: одни - подталкиваемые водою снизу, другие - под тяжестью воды, падающей сверху.

Всемогущее водяное колесо

«Странное создание,

- говорил, «наверное, какой-нибудь современник первого водяного колеса.

- Оно несет воду, а вода, в свою очередь, несет его».

Мы теперь скажем: течение реки приводит в движение колесо; вместе с колесом вращается вал, на котором укреплен мельничный жернов. Водяное колесо было первым двигателем, который человек создал себе в помощники. Новый, широкий мир открылся перед человеком, полный тайн и чудес, - мир техники.

Скоро человек понял, что водяное колесо может не только вертеть мельничные жернова и орошать поля. Оказалось, что оно почти всемогуще. Водяное колесо стало выкачивать грунтовые воды из глубоких шахт рудников и подавать корзины с рудою на поверхность земли. В кузнице водяное колесо раздувало мехи. Старые плавильные печи оно превратило в доменные. Позже оно взяло тяжелый молот из рук кузнеца и стало приводить в движение мощные механические кузнечные молоты.

На лесопильных заводах оно распиливало толстые стволы деревьев на тонкие доски и помогало человеку изготовлять хорошую дешевую бумагу. Теперь существуют «мельницы», на которых не мелют никакого зерна. Слово «мельница» стало собирательным, как понятие «зерно», которое значит «хлебные злаки» вообще.

В Германии под словом «зерно» («Коrn») понимают рожь, в Америке - кукурузу, во Франции - пшеницу, а в Норвегии - ячмень. Так в Англии до сих пор каждый завод называют «mill» - «мельница». Время шло быстро. Человеческий разум находил себе новых помощников.

Постепенно старые помощники перестали удовлетворять его. Он предъявлял к ним все новые и новые требования. Особенно недоволен человек был тем, что водяное колесо можно было применять только на реке или на ручье.

И вот некоторые люди, может быть более хитрые, чем другие, стали пытаться построить такую машину, которая не только выполняла бы какую-то работу, но и сама себя приводила бы в действие.