Как научиться рисовать карандашом для начинающих
Наш блог для рисования имеет ряд статей по рисованию. Например, Вы можете прочитать как рисовать деревья карандашом, траву, ознакомиться с линейной перспективой.
Многие стремятся нарисовать какой-то сложный объект, минуя уроки рисования простых вещей. Мы же рекомендуем ознакомиться с данной статьей, – Как научиться рисовать карандашом для начинающих, так как осваивать рисование необходимо постепенно. Учимся рисовать гору
Когда требуется изобразить какой-либо предмет, то его прежде всего необходимо выделить глазами из ряда других предметов (кувшин, дерево, гора, скала и др.).
Потом также на глаз прикидывают его размеры и общую форму, а затем мысленно стараются представить, на каком месте нашего листа бумаги удобнее всего разместить будущее изображение предмета (рис. 1, I, II, III).
Далее намечают карандашом место будущего рисунка, учитывая размеры и форму предмета. Так, если предмет высокий, то мы размещаем его по длине нашего листа, а если предмет широкий, то по ширине. (Пока мы все время имеем в виду один главный предмет.) Рисунок 1 - I – неудобное расположение: вверху тесно, внизу пустое место; II – неудобное расположение: вверху пусто, внизу тесно; III– удобное расположение
Для начинающих, что бы научиться рисовать карандашом, необходимо сделать следующее. Наметив приблизительно место на бумаге и убедившись в том, что выбранное место для рисунка вполне пригодно, следует подумать, какие детали нужно пока отбросить и как схематически изобразить контур (очертание) предмета.
Нужно сказать, что эта первая стадия построения рисунка (размещение и изображение упрощенной схемы) является наиболее трудной, наиболее важной и во многих случаях решающей. Это как бы фундамент будущего здания. Если фундамент спланирован неправильно, то и здание будет иметь неправильную форму.
Вот почему к этой первой задаче мы должны отнестись с особенной ответственностью. Здесь полезно помнить правило: семь раз примерь и один раз отрежь. Но к этим основным вопросам мы вернемся еще не раз, а теперь перейдем к первым упражнениям для того, что бы научиться рисовать карандашом для начинающих.
Упражнения в построении простейших схем для начинающих
Первые наши упражнения преследуют пока очень скромную цель - строить схемы, пользуясь уже готовыми, схемами. Упражнения расположены в порядке возрастающей трудности. Первые - самые простые, но в то же время самые важные.
Их необходимо проделывать с наибольшей тщательностью, потому что в них дается самое основное. Кроме того, эти упражнения являются той необходимой тренировкой глаза и руки, без которой нельзя овладеть техникой рисования.
Следовательно, надо добиваться правильности и четкости в изображениях и для лучшего результата повторять упражнения по два-три раза, меняя размеры рисунка. Мы говорим «меняя», потому что повторение рисунка в одном и том же размере не даст ощутимой пользы.
Упражнение 1 - Как начать рисовать карандашом
Первое упражнение очень упрощено. Здесь мы рисуем предмет не с натуры, а с рисунка. Это значит, что в данном случае нам не нужно выбирать предмет глазами и выделять его из массы других предметов; для него найдено место на бумаге, и рисунок уже достаточно упрощен, т. е. здесь уже выброшены все детали и оставлено только самое главное.
Таким образом, нам остается только повторить схему на нашем листке бумаги, но повторить непременно в другом размере. На последнем мы особенно настаиваем. Повторение рисунка в том же размере неизбежно приведет к рабскому подражанию и копировке, что послужит серьезным препятствием в дальнейшей работе.
Лучше всего, если вы будете рисовать крупнее. На крупном рисунке легче заметить ошибки и проще их исправить. Рисунок 2 - Первый этап рисования карандашом для начинающих
Позже, когда мы приобретем некоторый навык, подобные задачи будут решаться нами без всяких затруднений, но теперь нам придется, не торопясь, шаг за шагом проделывать все стадии работы. Сначала мы внимательно осматриваем изображение горы (рис. 2) и переносим наш взгляд на взятый нами листок бумаги.
Наметив мысленно место и размеры горы на нашей бумаге, мы проводим горизонтальную линию, которая будет служить основанием горы. Эта линия уже в какой-то мере определяет положение будущей горы на нашем листке. Потом мы внимательно рассматриваем форму горы и видим, что она близка к правильному конусу, высота которого значительно меньше ширины основания.
Далее находим на проведенной нами горизонтальной линии место, где нужно восстановить тот перпендикуляр, на котором мы должны отметить высоту горы. Мы уже говорили о том, что высота горы значительно меньше ее основания. Последнее заметить не трудно.
Однако решить, во сколько раз или на сколько она меньше, - это уже труднее. Конечно, можно измерить высоту и ширину основания циркулем или бумажкой. Но этого делать ни в коем случае не следует (измерять можно только в целях проверки, после того как бы уже на рисунке на глаз отложили нужные для вас размеры).
Наша первая задача состоит в развитии глазомера. Поэтому определить, во сколько раз высота этой горы меньше основания, мы должны только на глаз. Опытный натренированный глаз решит это сразу. Начинающий же рисовальщик, естественно, вначале будет делать некоторые ошибки.
Чаще всего начинающий преувеличивает высоту. Ему, например, может показаться, что высота в два раза меньше ширины. Рисунок 2а - Второй этап рисования карандашом
Он проводит горизонтальную линию (ширину основания), делит ее пополам, восстанавливает перпендикуляр, откладывает на нем половину основания и изображает склоны горы. Гора получилась не та. Она выше и круче. Тогда рисовальщик внимательно присматривается к оригиналу и видит, что высота не в два, а, пожалуй, в три раза меньше основания.
Он опять проводит горизонтальную линию, делит ее на три части, восстанавливает перпендикуляр и откладывает на нем найденную высоту (треть основания). Наконец, он проводит склоны и получает то, что нужно (рис. 2а).
Само собой разумеется, что все эти линии й перпендикуляры проводятся только от руки. Почему нужно сначала разделить основание на три части, а потом уже находить средину для перпендикуляра? Да потому, что чистую линию (без пометок) ни глаз разделить па три части легче, чем линию, уже разделенную перпендикуляром на две части. Вот почему мы восстанавливаем перпендикуляр после.
Не смотрите на эти мелкие указания как на излишний педантизм. Если мы усвоим этот порядок, то в дальнейшем избежим очень многих ошибок. Заканчивая первое упражнение, вы видите, что даже первый простейший рисунок потребовал от вас большого напряжения и не малой работы.
Но жалеть об этом, понятно, не следует. Первое упражнение для нас едва ли не самое важное. Все, даже самые сложные рисунки, строятся по тому же принципу, т. е. по отношению к частей между собой. Можно даже сказать, что в этом как раз и заключается вся суть правильного рисования.
Если вы овладеете уменьем находить отношения, то вы, по сути дела, овладели основой рисования. Конечно, приведенное первое упражнение предельно просто. Но дальше мы постепенно будем усложнять задания. Рис. 3
Упражнение рисования для начинающих №2
Требуется изобразить также профиль горы, но гора немного другая - склоны ее неодинаковы (рис. 3, I). Изобразить ее нужно, как и в первом случае, точно.
Порядок работы тот же: горизонтальная линия, отношение высоты к ширине, перпендикуляр и т. д. Отношение высоты к ширине основания здесь уже не 1 : 3, а 1 :4. Потом вершина не над серединой основания, а много правее.
Приглядываемся. Сразу, может быть, этого и не заметим, но потом убедимся, что вершина находится над серединой правой половины основания. Чтобы найти ее место, необходимо разделить основание на 4 части; отметим для удобстве каждую часть основания цифрами по порядку от левой руки к правой (рис. 19, II).
Значит, перпендикуляр нужно восстанавливать из точки 3. Далее откладываем на перпендикуляре нужную высоту (четверть основания), а потом уже все, как и в предыдущем рисунке. В результате у нас получилось точное изображение заданной горы. Рис. 4 - Рисование простой горы для начинающих
Как видите, здесь тоже приходится подумать и поупражняться с глазомером. Некоторые рисовальщики в начале упражнений легко сбиваются на более простое разрешение задачи. Они, обманывая самих себя, начинают пользоваться миллиметровой бумагой, линеечкой, бумагой, разграфленной в клетку и т. д.
Но этот путь для них в данном случае просто гибельный. Пользуясь подобными средствами, они сразу же устраняют свой глаз от упражнений. При таких условиях научиться находить отношения на глаз нельзя.
А это значит, что потом они не смогут научиться рисовать с натуры. Ведь в натуре нельзя измерять предметы циркулем, нельзя, миллиметровой линейкой определять их взаимное расположение. Рис. 5 - Рисование горы с разными сторонами
Мы привели два очень простых примера для наших первых упражнений. Здесь рисунок специально составлен так, что его части довольно удобно размещаются в схеме. В первом случае было взято отношение 1:3, во втором 1:4. Но в практике могут быть и такие случаи, когда высота равна не 1/3 и не 1/4, а где-то между ними. Тут глаз особенно ценен. Он приблизительно определяет нужное место.
Вот рисунок горы, похожей на первую (рис. 1), но здесь гора чуть-чуть повыше (рис. 2а). Или вот еще рисунок горы (рис. 4), похожей на вторую гору (рис. 3), но гора чуть-чуть пониже и вершина ее немного левее, в силу чего и гора приняла иную форму. Подобные случаи встречаются часто. Конечно, в таких случаях можно делить то же основание на большее число частей, но для глаз это трудно, да и не нужно.
Как показывает практика, чаще всего приходится делить на 2, 3 и очень редко на 5. Делить же на 4 - это все равно, что два раза делить на 2 (очень полезно проводить упражнения с делением прямых линий на глаз на 2, 3, 4 и 5 частей). Пользуясь приведенными указаниями, перейдем к более сложным построениям.
Упражнение 3 - Сложное рисование карандашом для начинающих
Требуется изобразить профиль группы гор. Сначала трудно понять, как это можно сделать. Но если мысленно продолжить пунктиром склоны средней горы, а потом и крайних гор, то мы сразу же видим перед собой первую задачу, повторенную здесь три раза.
На рисунке проведены пунктиром вспомогательные линии, и все становится ясным (рис. 6 и 7). 5 Очень полезно проводить упражнения с делением прямых линий на глаз на 2, 3, 4 и о частей. Рис. 6 - Рисование сложной горы карандашом Рис. 7 - Рисование пунктирных линий сложной горы карандашом
Во всех приведенных нами упражнениях даются простые схематические контуры гор. При упражнениях нужно все время совершенно твердо помнить, что вы рисуете именно контуры гор, а не просто ломаные линии.
Это осознание очень важно. Таким путем вы с первых же шагов будете приучаться тесно увязывать предмет и его упрощенную форму. В дальнейшем вы увидите, что вам все время придется точно отдавать себе отчет в том, что именно вы изображаете.
Сейчас пока объяснить это трудно, но потом вы сами поймете всю важность данного положения.