Моделирование

Маневрирования способами функционирования

Маневрирования способами функционирования интерпретируется как переход от одного набора способов в базисе оптимального плана к другому. Способ функционирования характеризуется некоторым вектором коэффициентов выпуска продукции аkj, затраты ресурсов аij, и стоимостным коэффициентом сj, т.е. вектором (аkj, аij, cj).

На стадии до принятия решения про оптимальный план может существовать достаточно широкое начальное множество Juc способов функционирования. Его элементами являются способы (аkj, аij, cj).

Для отражения инерционности системы необходимо осуществить дополнительную структуризацию начального множества Juc. В нем, прежде всего, можно выделить:

Начальное множество Juc является объединением трех рассматриваемых подмножеств. Начальное множество способов, на котором производится выбор, будет объединением подмножеств JCP и JH. В рамках этого начального множества и необходима дополнительная структуризация.

Ранее такая дополнительная структуризация, которая характеризует маневренные качества принятых плановых решений, отражалась таким образом.

Предположим, что сформирован какой-нибудь базис плана в составе подмножеств способов Ja (а - индекс базиса плана) и Ja ⊂ JCP ∪ J т.е. выбор базиса осуществлен с объединенного подмножества нереализованных способов функционирования, а также принято решение о реализации плана с набором способов Ja.

Тогда существует подмножество способов Jμ(α), характеризующий разрешенный маневр.

Это означает, что в случае необходимости может быть осуществлен переход от первоначально принятого подмножества способов Ja к другому подмножеству Jμ(α), то есть J → Jμ(α) .

В общем случае Ja и Jμ(α) имеют область пересечения. Она характеризует степень инерционности набора способов функционирования, включенных в базис плана.

Подобная интерпретация маневренных и инерционных качеств планов достаточна для тех задач, которые были рассмотрены ранее, однако она имеет существенный недостаток: практическая оценка инерционности и маневренности при конкретном изучении этих свойств планов затруднена.

Подход на основе свойств способов из базиса плана

В этой связи как практически реализуемый вариант предлагается подход, основанный на представлении, что маневренные и инерционные качества определяются прежде всего свойствами самих способов, включенных в базис плана.

Это не исключает и очевидной зависимости маневренности и инерционности планов от ограничений внешней среды (например, ресурсное обеспечение и др.).

Вывод: настоящая реализация не обязательно использует предельные возможности маневрирования, но важно, что она не может использовать более того, что определяется свойствами объектов и способов. Таким образом, речь идет о выделении допустимой по свойствам объектов и способов области маневрирования.

Суть подхода

Суть подхода состоит в следующем. Каждому способу функционирования (аkj, аij, cj) с начальным множеством соответствует некоторое подмножество способов функционирования, принадлежащее тому же множеству, на которое в данном плановом периоде может быть осуществлен переход.

Такая структуризация исходного множества характеризует те предельно возможные изменения, которые допустимы в процессах реализации принятого планового решения. Представляется важным еще одно положение подхода.

Проблема установления допустимой области маневрирования сводится к ограничению допустимых в таких переходах различий способов функционирования.

Для каждого способа функционирования могут быть сформулированы пределы области сходства, внутри которой возможны переходы к другим способам. При этом, чем шире допустимая область сходства, тем выше маневренные возможности.

Методы распознавания образов открывают широкие возможности для реализации данного подхода. Способ функционирования (аkj, аij, cj) можно рассматривать как образ с признаками аkj, аij, cj, а степень сходства каких-либо двух способов функционирования охарактеризовать с помощью:

причем первые два являются мерой близости способов (чем больше их величина, тем ближе способы друг к другу), а показатели расстояния дают различие способов. Предположим, что в качестве основного инструмента используется расстояние, конкретно - евклидово расстояние. где xkz - нормированное значение k-го признака в z-м способе.

Тогда нормирования допустимой для каждого способа функционирования области навигации, т.е. маневров, сводится к нормированию предельно допустимого расстояния перехода p*(ε), а сама допустимая область маневрирования формироваться из способов, лежащие внутри границ 0 ≤ p(ε, δ) ≤ (ε).

Нормированное расстояние p*(ε) является возрастающей функцией времени (горизонта планирования) Т, что отражает то положение, что допустимое предельное расстояние перехода с увеличением горизонта планирования растет.

Данный подход не исключает и возможности использования других методов распознавания образов, в частности задач таксономии, обучение и др.. Однако для характеристики принципиальной стороны подхода достаточно использовать критерий расстояния между образами.

В целях упрощения характера связи p*(ε) и временного горизонта Т ее можно, например, линеаризировать: Тогда вся задача нормирования области близости заключаться в нормировании скоростей а*(ε) и а*''(ε). Подобные задачи представляются практически реализуемыми и должны составить существенную ветку конкретно-экономических исследований.

Маневренные и инерционные качества какого-либо набора способов p*(ε) полностью определяются соответствующим набором значений. На этой же основе формируется конкретное множество объектов и способов, которые разрешаются к маневрированию для данного варианта базиса плана.

Отметим, что все способы функционирования в принципе входят в некоторое начальное множество и при постановке задач на маневрирование, как и при нормировании в этой области, необходимости в формировании новых способов не возникает, что благоприятно сказывается на оценках трудоемкости подхода.