Медицина

Методы диагностики в древней китайской медицине

Уже в первых китайских книгах, где описываются методы диагностики в древней китайской медицине, указывается, что установить болезнь можно с помощью таких пяти приемов:

Китайские медики рассматривают состояние больного как двуединое «осязание- ощущение». Насчитывая пять органов чувств:

  1. зрение,
  2. слух,
  3. вкус,
  4. осязание,
  5. обоняние.

они число самих чувств исчисляют шестью. Шестым является «чувство полной удовлетворенности». Имеются в виду удовлетворенность как физическая, так и психическая.

Объективные физические методы диагностики

В медицине тех времен преобладают объективные физические методы диагностики. Но они, по мнению врачей китайской медицины, не могут при всей своей ценности считаться исчерпывающими, особенно в начальном периоде заболевания, когда оно еще не проявляется существенным изменением органов и тканей, в частности:

Ощупывание пульса в китайской медицине - как вид объективного физического метода диагностики

Связь между внутренним и внешним

Связь между внутренним и внешним: между физиологическими и патологическими процессами в человеческом организме, с одной стороны, и явлениями окружающей природы с другой, давно была не только отмечена, но и признана в качестве решающего обстоятельства для медицины.

В то же время китайские медики, на основе собственного обширного практического опыта, сумели убедиться в том, что каждый организм реагирует на окружающую среду по-своему, отлично от других. И уже на ранних этапах своего развития китайская медицина стала придерживаться своеобразного принципа индивидуализации как в лечении, так и, главным образом, в распознавании болезненных состояний.

Субъективный метод диагностики

Очень большое внимание они уделяют субъективному методу диагностики, состоящему в расспросе:

иными словами они стараются выяснить все то, что выясняем и мы сейчас, собирая анамнез болезни и анамнез жизни. Интересуясь таким большим кругом вопросов, китайские врачи, значительно раньше, чем в других странах, разработали свою определенную методику.

Советуя опрашивать больного как можно обстоятельней, предписывая для этого даже своеобразный регламент (примерно около получаса), указывая наиболее рациональный порядок, последовательность задаваемых вопросов (по принципу «от дальнего к ближнему-от общего к частному»). Всю их совокупность сводят к следующему: «на что жалуетесь?», «когда заболели?», «чем лечили?», «в каких условиях живете?».

Врач также может расспросить об этом посланного от больного, чтобы иметь возможность предварительно судить о состоянии последнего. Но суждение не должно быть окончательным. Советуя придерживаться точной системы расспроса (ибо в противном случае возможно какое-либо упущение, а в результате неправильное или неполное определение болезни), китайские медики советуют, кроме того, никогда не торопиться с выводами.

Решение, принятое без надлежащего обдумывания полученных данных, часто столь же неполноценно, как и один только расспрос без применения остальных методов диагностики.

Внешний осмотр

Следующим по порядку является внешний осмотр. Осматриваются, как правило, только открытые части тела, иногда с ощупыванием живота. Но это еще не дает права говорить о примитивности этого метода, тем более, что речь идет о методе, применявшемся в Китае уже в начале первого тысячелетия до нашей эры.

Уже тогда обращалось внимание на диагностическое значение выражения лица, глаз, особенно зрачков, рта, языка, ушей, носа и слизистых оболочек, а также и кожных покровов. Достаточно, сказать, что китайская медицина выделяет 36 болезненных состояний, при которых язык может быть белым, красным, черным, сухим, влажным, твердым и т. д.

Исходя же из положения о взаимосвязи лица с пятью главными органами, китайская медицина как бы соединила лицо и эти органы в своеобразные диагностические пары с традиционными пятью основными цветами. Так:

Относительно этих органов можно получить представление и в результате рассмотрения отдельных частей и органов, расположенных на лице. Считается, что:

Диагностическое значение кожи

В китайской медицине накопилось много наблюдений и выводов относительно диагностического значения кожи. Ощупывая ее (особенно тщательно в области шеи - факт весьма интересный), китайские медики стремятся установить не только состояние кожных покровов (нежность, эластичность, грубость, сухость, влажность и т. д.), но и повышение или понижение температуры тела.

Методика выслушивания

О методике выслушивания и ее роли в диагностике можно сказать, что, не применяя аускультации в современном смысле слова, китайские врачи и в этом деле разработали довольно оригинальные приемы. Прежде всего это относится к выслушиванию голоса больного.

В его звуках, а особенно в наступивших, по словам больного, изменениях в голосе, врач видит указания к поискам правильного диагноза. То же относится и к дыханию.

Диагностический прием «обоняние»

На диагностическом приеме, именуемом в Китае «обоняние», следует остановиться подробнее. В этот термин вкладывается нечто большее, нежели обозначение простого исследования запахов. Речь идет, скорее, о комплексе симптомов, которые доступны восприятию в равной мере - зрением, слухом, вкусом, осязанием и обонянием. Ими всеми, считают китайские медики следует пользоваться при исследовании пяти выделений:

  1. мокроты,
  2. экскрементов,
  3. рвотного содержимого,
  4. мочи,
  5. крови.

Обследуется температура тела, цвет кожи, вязкость мокроты, а также устанавливается, соленая она или горькая. С анализом мочи дело обстоит еще сложнее. Можно думать, что в Китае было положено начало разделению ее на суточные пробы: утреннюю, полуденную, вечернюю и ночную, причем в каждой из них определялись такие важные данные, как количество, цвет, запах, прозрачность, а также число и особенности мочевого осадка.

А вот проба, говорящая сама за себя. Ее изображение представлено в музее г. Кантона.

Хорошо сохранившаяся старинная гравюра изображает врача, следящего за поведением муравьев после того, как он вылил мочу больного на песок возле муравейника. Если муравьи устремились к песку, смоченному мочой, диагноз сахарного диабета считался подтвержденным, в противном случае это заболевание исключалось. Упоминаемая выше гравюра относится ко второму веку до н. э..

Особое внимание уделялось исследованию пульса больного. Исследование пульса

Стремясь с наиболее доступной полнотой установить все имеющиеся в данный момент симптомы болезни, иначе говоря, выяснить объективное состояние больного, китайские медики всегда задумывались над происхождением отдельных болезней. Руководствуясь положением о значительном, если не решающем значении окружающей среды, они исходили из принципа: «без причины не бывает страдания».

Нарушение питания

Главной причиной всякого рода нарушений нормальных функций, по мнению китайских врачей, является нарушение питания. Но в этот термин они всегда вкладывают значительно более широкое содержание, нежели диететика - лечебное питание, в узком смысле этого слова. Есть основание считать этот термин совпадающим с нашими представлениями о трофических процессах.

Вот почему уже в классических канонах, относящихся к 3-1 вв. до н. э., медикам предписывалось выявлять признаки, происходящие как от усиления или ослабления питания тканей и органов, так и вследствие нарушения процессов выведения из организма отработанных продуктов.

При этом давались следующие указания. Недостаточное по количеству и плохое по качеству питание (т. е. пища, питье и воздух) вызывает потемнение наружных покровов (ввиду застоя венозной крови), резкую худобу, дрожь, потребность в тепле, вздутие живота (из-за метеоризма и запоров). Такие больные

чрезмерно раздражительны, весьма многословны, страдают головокружениями, у них слабеет сон, расстраиваются органы чувств.

Это симптомы общего расстройства трофических процессов. Но китайские медики стремятся установить и частности:

  1. они отличают нарушения, происшедшие как от чрезмерного, так и от недостаточного питания;
  2. рассматривают расстройства питания каждого органа и ткани,
  3. различают отдельно расстройства в усвоении пищи, питья, от расстройства «усвоения» воздуха.

Пояснением к первому положению может служить такое правило китайской медицины:

Так как нормальное питание тканей проявляется в нормальном количестве отделений, то усиленное их образование указывает на чрезмерное, а недостаточное - на ослабленное питание тканей.

Второе положение можно проиллюстрировать таким указанием:

При расстройстве вследствие чрезмерного питания кровяной ткани развиваются рожистые процессы, возникают наружные и внутренние злокачественные опухоли, движения становятся затруднительными, моча краснеет, главные сосуды кожи расширяются и тоже краснеют, белки становятся желтоватыми.

А вот пример к третьему положению о комплексе симптомов, связанных с ослаблением «усвоения» воздуха. В этом случае:

пульс полный, напряженный, но не эластичный. Моча светлая, частые головокружения, индифферентное отношение к окружающему, тяжесть в голове, шум в ушах, язык сухой, красный, жесткий, во рту вяжущий вкус, колющие боли в разных частях тела, которые усиливаются при движении, дрожь, «гусиная кожа». У больного такое ощущение, как будто что-то свело его, стянуло; бессонница, зевота, различного характера боли в пояснице, в суставах, а в области шеи, грудной кости и челюстей - ноющие и колющие боли, сухой продолжительный кашель по утрам, отделение пенистой мокроты, вздутие живота. Все эти симптомы обостряются вечерами или рано утром после приема пищи.

Удивительная наблюдательность, знание тончайшей семиотики - вот, те основные достоинства, которые отличают принципы диагностики народных врачей Китая в течение многих тысячелетий его славной истории. Принципы диагностики в китайской медицине

Оставляя в стороне все то, что с точки зрения современной науки не может считаться приемлемым и представляет, только исторический интерес, нельзя переоценить методы диагностики в китайской медицины.