Рисование

Обучение рисования в школе

Обучение рисования в школе делится на два периода. Учиться рисовать с натуры, а в дальнейшем и рисунку с перспективой ученики средних способностей могут приступить лишь тогда, когда они при сознательном наблюдении изображаемых предметов поймут, что свои наблюдения необходимо вести из определенного положения.

Практически это означает, что ученики при наблюдении научились уже прищуривать глаза, не нарушая функций зрительных органов. Такая стадия наступает у детей приблизительно в 12 лет. Время художественного обучения до этой стадии считается первым периодом; последующее обучение, когда ученик уже научился прищуривать глаза при наблюдении окружающих предметов,– вторым периодом.

Второй период приблизительно совпадает со временем обучения школьников во II и III ступенях школы. Период художественного обучения в I ступени школы полностью совпадает с первой его стадией.

Обучение рисования в школе в I ступени

Основы систематического художественного воспитания закладываются уже в I ступени школы, когда детская натура особенно восприимчива; при дальнейшем обучении в каждом ребенке стремятся развить его индивидуальные качества.

При этом очень важно, чтобы уже в первом классе знакомство с элементами основ художественного воспитания велось с учетом конечной цели обучения и находилось бы в соответствии с ней.

Крайне необходимо, чтобы знания, умение и, особенно, правильные навыки, полученные учениками в первом классе, углублялись и в последующие годы обучения.

В I ступени общеобразовательных школ на уроках рисования с натуры учитель должен так преподнести основной материал ученикам, чтобы в последующие годы обучения они могли самостоятельно с большой точностью передавать на бумаге то, что наблюдают в природе.

При этом педагог подбирает определенную форму обучения в соответствии с возрастом детей. В первом классе ученик еще как бы смотрит на окружающий мир глазами учителя, позднее учитель постепенно обучает ученика вести наблюдения самостоятельно.

На уроке рисования в I ступени школы, главным образом в младших классах, учитель строит свой урок по наблюдению так, чтобы прежде всего показать предмет рисования. Ученики рассматривают его со всех сторон, если необходимо, ощупывают, выясняют назначение предмета, определяют, из какого материала он изготовлен.

Они обращают внимание на форму, то есть на предмет в целом, на его детали и соотношение между ними. В первом классе они могут измерить предмет в натуре и непосредственно перенести его размеры на бумагу.

В последующие годы обучения они уже определяют размеры предмета на глаз. Устанавливать размеры путем измерения может как учитель, так и ученик II и III ступени школы.

Подход преподавателя по рисованию

Преподаватель по рисованию должен провести большую работу не только при подготовке урока по целенаправленному наблюдению предмета, он также обязан выявить и графические наклонности учеников. При изложении и объяснении нового материала учитель на доске показывает различные способы изображения и раскрывает перед учениками широкие возможности его, в частности вопросы новой техники рисования.

Во втором периоде ученики могут самостоятельно работать лишь тогда, когда им уже ясны способы и приемы целенаправленного наблюдения предмета изображения и определения его положения. Таких учеников учитель может уже знакомить с техникой художественного рисования.

По ходу выполнения рисунка педагог обращает внимание ученика на то, чтобы он чертежную доску держал в наклонном положении и смотрел на нее под прямым углом. В противном случае ученик видит изображаемый предмет неправильно, с искажением пропорциональности.

Предметы изображения надо расположить так, чтобы, разглядывая их, ученику не нужно было поворачивать голову. Расстояние до предмета должно быть обычно раза в три больше размера самого предмета. Но при изучении многоплановой перспективы иногда необходимо стать к предмету ближе.

Педагогу не следует заострять внимание ученика на том, что он уже умеет делать самостоятельно, если даже этого еще не прорабатывали в классе. Проверяя многочисленные работы учеников и исправляя их ошибки, преподаватель может наглядно видеть недостатки своего метода преподавания.

Новый материал учитель вначале подает в общих чертах. Каждую тему он разбивает на ряд мелких вопросов, которые излагает последовательно. Количество подтем и последовательность их изложения педагог устанавливает при подготовке к уроку. К каждому последующему вопросу учитель может приступать лишь после того, как учащиеся усвоили предыдущий.

В младших классах следует уделять ученикам больше внимания, новые задания нужно объяснять меньшими по объему частями. Рисунок же по формату должен быть крупнее, излагаемый материал – доступнее.

В старших классах при изложении нового материала подтемы могут быть более обширными. Работа учителя не должна сводиться лишь к изложению задания, показу модели, с которой должны рисовать ученики, или к исправлению сделанных ими ошибок.

Не следует также требовать от учащихся выполнения того задания, которое им не объясняли. Учитель излагает материал, помогает исправлять ошибки, активно участвует в работе учеников. В своей работе преподаватель рисования учитывает возраст и развитие учеников.

В первом классе урок идет от знакомства с предметом рисования к изготовлению его пластического подобия из материала для моделирования. Для этой цели применяют пластилин, глину, вату, фанеру и отходы различных материалов.

Позднее ученики могут делать плоскостные изображения путем вырезывания, выстругивания копий предметов, в дальнейшем – путем плоскостного и линейного черчения. Раньше изучение основ рисования в первом классе начинали с линейного контурного рисунка.

Но впоследствии убедились, что в данном возрасте ребенку очень трудно рисовать с натуры таким абстрактным способом, как зарисовка контуров того, чего они не видят на плоскости. Ребенку легче создать с помощью контурной линии плоскостной рисунок предмета, который он еще раньше сделал из формовочного материала: для рисунка употребляется сухая пастель.

Ученик ставит точку либо значок в той части листа, где он хочет рисовать предмет, и, расширяя их, приходит к конечному рисунку. Рисуя, он все время сравнивает свое изображение с предметом.

Прежде, когда основное внимание учеников сосредотачивалось на зарисовке контурной линией, они внимательно следили лишь за контуром, а то, что этот контур ограничивал, как правило, ускользало от них.

Лишь с развитием умственных способностей и абстрактного мышления у учеников старших классов можно постепенно подойти к рисунку. Преподаватель своевременно должен подсказать, как нужно сделать рисунок, или даже предварительно нарисовать ученику часть задания в его тетради для практических занятий.