История

Плавучий лед

В феврале 1929 года служба морской погоды сообщала:

Внимание! Внимание! Плавучий лед в Балтийском море! Всем судам направляться в ближайшую гавань!

Моряки доверяли своим судовым машинам, но все же изменили курс. Слишком поздно! Лед уже блокировал Балтийское море. Несколько недель плавали суда между мощными льдинами. Положение осажденных становилось все более угрожающим. Были посланы самолеты. Они сбросили им продукты.

Прошел февраль. Наступил март. Но плавучий лед не отпускал своих пленников. Только советскому ледоколу «Ермак» удалось освободить заключенных. Борьба была жестокой. Убытки, причиненные плавучим льдом, составили несколько миллионов.

"Титаник" и айсберг

15 апреля 1912 года, вскоре после полуночи, радист на борту океанского судна «Карпатия», которое пересекало Атлантический океан, направляясь в Англию, начал принимать сигналы о помощи.

SOS - айсберг! SOS - айсберг! Пароход-экспресс «Титаник» протаранен айсбергом... 2400 человек на краю гибели. Спешите на помощь... SOS - айсберг! SOS - айсберг!

Радист знал, что «Титаник», принадлежавший ливерпульской пароходной компании «Белая звезда», 8 апреля отправился в свой первый рейс из Англии в Нью-Йорк. В течение шести дней он шел в Атлантическом океане со скоростью, удивлявшей весь мир.

Это был действительно титан, созданный рукой человека: длиною в 265 метров, шириною 28 метров и высотою 31 метр. Мощность его машин 55000 лошадиных сил. Сказочный плавучий замок, созданный из 45 миллионов килограммов стали.

Его призыв «SOS» прозвучал из района, расположенного в 70 милях от берегов Ньюфаундленда. «Карпатия» тотчас взяла встречный курс.

Когда три часа спустя она подошла к месту катастрофы, новейшее судно мира уже потонуло. Между скамейками и обломками палубы с трудом держались на воде немногие, оставшиеся в живых. Тут же плавали трупы погибших. Несколько спасательных лодок. Едва ли более четверти пассажиров было спасено. Остальные утонули.

Гонимые гренландским течением на юг, медленно плывут огромные, сверкающие белизной айсберги. Если им преграждает путь гигантское судно, они не уступают ему дорогу. От айсберга веет холодом. Этим он выдает свое присутствие.

Капитан «Титаника» чувствовал приближение айсберга. Но он стремился установить новый сенсационный рекорд скорости и пошел на риск. Он не изменил курса судна и просчитался в своих расчетах. Эти два случая показывают нам, что море способно приносить вред людям не только наводнениями, но и плавучими льдами.