Рисование

Рисование на природе

После того как мы ознакомились с различными приемами и способами зарисовок в нашем блоге о рисовании, остановимся в самых общих чертах на том, в каких случаях удобнее всего применять рисование на природе. Рисование карандашом на природе

В прежнее время, когда еще не было фотографии, приходилось зарисовывать все, что нельзя изобразить словами. В настоящее время, когда фотографический аппарат является неразлучным спутником экскурсанта и путешественника, количество необходимых зарисовок во много раз сократилось.

В самом начале книги мы уже говорили о том, что зарисовки во многих случаях могут быть ценнее фотографий. Кроме того, рисунки могут быть дополнением к фотографиям, как и фотографии в свою очередь могут быть дополнением к зарисовкам.

Уже из того, что было изложено в предшествующих постах, видно, что рисование более всего нужно для изображения всякого рода профилей, обнажений и разрезов. Потом зарисовки очень полезны при изучении форм рельефа, о чем также достаточно подробно говорилось. Следуя плану географических характеристик, остановимся теперь на рисовании объектов, относящихся к климату и погоде.

Рисование на природе: облака

Одним из характернейших признаков погоды являются облака. Облака во многих случаях хорошо передаются фотографией при умелом применении светофильтров. Но далеко не все типы облаков легко улавливаются фотографией. Сюда, в первую очередь, относятся различного рода перистые и высококучевые облака.

Большого искусства требует также фотографирование ливневых и низких слоистых облаков. Между тем зарисовка этих облаков (особенно перистых) вполне возможна. Для этого берется обычная бумага, посыпается порошком графита (можно просто поскоблить ножом графит карандаша над бумагой) и графит растирается ватой.

В результате получается бумага слабого сероватого цвета. Рисунок 1- Рисование ливневых облаков на природе

Вооружившись мягкой резинкой, вы легонько прикасаетесь к бумаге в нужных местах и получаете изображения любых перистых облаков. Для ливневых облаков, кроме резинки, кое-где потребуется подтушовка карандашом (рис. 1).

Еще лучше ливневые и «бурные» облака передаются акварелью. Но здесь нужно уже некоторое уменье. Характерны для погоды цвет неба и особенно цвет зари. Все это без особенных затруднений может быть передано цветными карандашами. Далее по принятому нами порядку следуют воды.

Обычная фотография здесь часто бывает беспомощна. Поэтому зарисовке воды мы уделили достаточно внимания. Не менее подробно говорилось и относительно рисования деревьев. Рисунок 2 - Рисунки Н. Н. Миклухо-Маклая. Из дневника путешествий на Малайском полуострове

Рисуем животный мир

Теперь на очереди стоит животный мир. Художникам приходится рисовать главным образом тех животных которые характерны для изображаемого географического объекта. Так, например, со скалистыми островами часто связаны птичьи «базары», с тундрой олени, с горами бараны и т. д.

Здесь нужно сказать прямо, что зарисовка животных дело очень и очень трудное. Уменьем хорошо изображать животных обладают лишь очень редкие художники (таким у нас является, например, В. А. Ватагин). Поэтому, нам кажется, здесь нужно опираться главным образом на фотографию.

Рисование человека

Не в меньшей степени это относится и к изображению человека. До изобретения удобного для путешествий фотографического аппарата географы-исследователи широко пользовались зарисовками. (Примером может служить всем известный географ-исследователь Миклухо-Маклай и его рисунки, рис. 2).

В настоящее время, при наличии фотографии, прибегать к подобным зарисовкам, требующим большого труда и уменья, нет никакой необходимости. Однако бывают случаи (для масштаба или других целей), когда географу все же приходится делать зарисовки фигур человека. А чтобы изображать подобные фигуры правильно, необходимо иметь представление о пропорциях человеческого тела.

Однако, при изображении фигур малых размеров (что географу значительно чаще приходится делать), соотношение частей человеческого тела может быть в значительной степени упрощено. При этом, вместо фигуры человека, сначала обычно намечают «каркас», а потом уже дают приблизительное очертание фигуры (рис. 3). Рисунок 3 - Сильно упрощенные пропорциичеловеческого тела

Географу в его исследовательской и преподавательской деятельности приходится останавливаться на жизни и хозяйственной деятельности человека. Здесь перед ним встает бесконечное количество самых разнообразных объектов, значительная часть которых может быть передана путем зарисовок. Остановимся на главнейших. Большим разнообразием отличаются человеческие жилища.

В предлагаемой вашему вниманию работе мы не имеем возможности останавливаться на причинах этого разнообразия. Напомним только, что художник, прежде чем приступать к зарисовкам жилищ, должен хорошо разобраться в тех причинах, которые обусловили тот или иной тип жилища. Только при этих условиях он сможет в своих зарисовках показать самое типичное и самое характерное.

При зарисовке предметов утвари, частей одежды и орнаментов приходится обращать внимание не только на форму, но и на цвет. Отсюда необходимость в раскраске. Что же касается орудия производства, то в одних случаях удобнее давать зарисовки (например, орудия промыслов), в других фотографии (машины, заводы и т. д.). Зарисовка - города, завода, крупных селений - дело очень трудное и вряд ли нужное, тем более, что фотография передает все это гораздо точнее и быстрее.

Наконец, несколько слов о рисовании пейзажей. Для художника важно показать взаимосвязь между предметами и явлениями, обусловливающими внешний облик географического объекта. Хороший рисовалыцик-географ, изображая открывающийся перед ним вид, подчеркнет связь между рельефом и водами (или водами и рельефом), связь между растительностью и рельефом, растительностью и водами и т. д.

На фотографии же, где изобилуют детали, подобную связь заметить не всегда удается. Поэтому в данном случае рисунок может быть более полезным. Кроме того, на рисунке всегда могут быть выделены и подчеркнуты отдельные, важные для географа моменты, а также сделаны уточняющие надписи.

Наконец, рисование позволяет очень быстро набрасывать приблизительный план местности.