Рисование

Рисование с натуры

Чем отличается рисование с натуры от рисования с рисунка

Рисование с натуры, по сути дела, немногим отличается от техники рисования с картин и рисунков. Здесь также необходимо начинать со схем, также необходимо брать правильное соотношение частей и также после правильного построения схемы переходить к изображению деталей. Рисование с натуры

Но вместе с тем здесь есть кое-что и другое. Так, например, рисунок, с которого мы рисуем, находится рядом с нами. Этот рисунок можно взять в руки, повернуть, как нам хочется, переставить на другое место.

При рисовании же с натуры, особенно при рисовании географических объектов, положение другое. Предмет, который мы хотим изобразить, обычно находится далеко, размеры его по большей части огромны. Переставить или передвинуть этот предмет мы не можем.

Все это внушает начинающему какой-то страх, особенно если начинающий работает без руководителя. Чтобы избежать этого ненужного «страха», мы предлагаем сначала проделать одно небольшое упражнение.

Упражнение рисования с натуры для начинающих

Возьмите обыкновенную бечевку и натяните ее поперек окна, немного выше уровня ваших глаз. Теперь возьмите небольшой кусочек картона или обыкновенную почтовую карточку (открытку), загните верхний ее край так, чтобы картон мог висеть и свободно двигаться по бечевке вправо и влево (рис. 1). Рис 1 - Рисование с окна

Затем на уровне ваших глаз сделайте в картоне отверстие размерами не более маленькой горошины. Приложив ваш глаз к отверстию картона, вы через это отверстие посмотрите в окно. Передвигая картон вправо и влево, вы находите в поле вашего зрения различные предметы (дом, крышу, окно, дерево и т. д.).

Постарайтесь выбрать тот предмет, который имеет более четкие очертания, и попробуйте нарисовать его на стекле окна. Для этого вы берете обыкновенное перо, обмакиваете перо в чернила, а потом, глядя в отверстие картона, осторожно обводите на стекле очертание избранного вами предмета. Делать это нужно, как уже говорилось, не сдвигая картон с места и, что самое главное, не меняя положение глаза.

Последнее в нашем случае выполнить не трудно, потому что неизменное положение глаза в значительной степени определяется отверстием в картоне. При рисовании указанным способом сначала следует обвести очертание избранного вами предмета, т. е. получить общий контур предмета.

Потом, проверив совпадение контура, изображенного на стекле, с очертанием изображаемого предмета, вы приступаете к изображению деталей в том же приблизительно порядке, как это вы делали при рисовании со сложного рисунка. Если все условия вами выполнены, то на оконном стекле получится достаточно хороший рисунок избранного вами предмета.

Конечно, в дальнейшем мы даже и не предполагаем вести рисование с натуры тем способом, о котором только что говорилось. Но это упражнение с зарисовкой на оконном стекле нужно нам по целому ряду соображений. Прежде всего мы убеждаемся, что расстояние до изображаемого предмета и размеры предмета никакого особого значения не имеют.

Потом мы убедились в том, что для получения правильного рисунка с натуры необходимо, чтобы положение наших глаз во все время рисования оставалось неизменным. Убедились до некоторой степени и в том, что приемы рисования с натуры, по сути дела, мало чем отличаются от тех приемов рисования, с которыми мы ознакомились раньше (т. е. начинали с главного, а потом переходили к деталям).

В последнем мы убедимся еще больше, когда приступим к обычному рисованию с натуры, т. е. к рисованию без применения оконного стекла, картона с отверстием и т. д.

Точка зрения, лучи зрения и картинная плоскость

Пользуясь проделанным упражнением, мы очень коротко остановимся еще на выяснении некоторых наиболее необходимых нам понятий и терминов. Рис. 2. С - точка зрения

Пунктиром изображены лучи зрения. На картинной плоскости проекция рассматриваемого предмета. Рис. 3. Измерение при помощи карандаша

Начнём с положения глаз наблюдателя во время рассматривания и рисования предмета с натуры. Оно, как уже не раз отмечалось, должно оставаться постоянным и носит название точки зрения. Прямые линии, проведенные от точки зрения к точкам поверхности изображаемого предмета, называются лучами зрения.

Плоскость, расположенная между точкой зрения и рассматриваемым предметом, называется картинной плоскостью. Картинная плоскость обычно перпендикулярна лучу зрения, идущему к центру предмета. Лучи зрения, идущие от точки зрения к предмету, пересекают картинную плоскость и дают на ней как бы изображение предмета, или, точнее, проекцию предмета (рис. 2).

В нашем предыдущем упражнении с рисованием на оконном стекле точкой зрения является отверстие картона, а картинной плоскостью - стекло. Проекцией же является рисунок, сделанный вами на стекле.

Теперь, спросите вы: как же быть с картинной плоскостью? Оконного стекла у нас перед глазами нет, значит, картинную плоскость, в лучшем случае, мы можем только вообразить. Где же должна она находиться? Вопрос этот решить не трудно.

Возьмите в руки карандаш и, опираясь плотно на спинку стула, вытяните руку вперед так, чтобы карандаш находился приблизительно на уровне ваших глаз и держался вертикально. (Вытягивать руку нужно без напряжения, но так, чтобы рука была прямая.)

Местоположение карандаша как раз и определит наиболее выгодное для вас положение картинной плоскости. Наиболее выгодное потому, что положение это всегда легко найти, нужно только вытянуть руку указанным способом.

Советы по рисованию с натуры

  1. При рисовании с натуры, особенно на первых шагах, важно, чтобы объект рисования был прост и ясен, чтобы очертания его были четки, чтобы предмет хорошо было видно. Примерами подобных предметов могут служить: кринка, кувшин, большая бутылка из темного стекла, простая ваза, горшок с цветком и др.
  2. Второе, на что нужно обратить внимание, - это на установление точки зрения (т. е. определение положения наших глаз) и сохранение этого положения во все время рисования. Конечно, это не значит, что рисовальщик все время должен сидеть неподвижно. Он может двигаться, вставать, ходить, но, приступая к продолжению рисования, он должен расположиться так, чтобы его глаза заняли прежнее место. Последнее достигается тем, что рисовальщик следит за правильностью своей посадки.
  3. Правильная посадка понимается нами несколько сложнее, чем просто посадка, а потому остановимся на этом моменте несколько подробнее. Начинающему рисовальщику лучше всего сидеть на стуле. При рассматривании объекта рисования нужно, чтобы спина рисовальщика плотно опиралась на спинку стула и чтобы это положение сохранялось, когда он смотрит на изображаемый предмет.
  4. Измерение. На картинной плоскости проектируется изображаемый предмет. Этот предмет вы всегда можете измерить при помощи того же карандаша. Делается это очень просто. Вы прижимаете карандаш главным образом безымянным и средним пальцами к ладони, а большой палец оставляете свободным. При измерении ноготь большого пальца движется вдоль карандаша и служит для отметки на карандаше найденного размера (рис. 3).
  5. Карандаш в зависимости от положения измеряемого предмета может наклоняться и вправо, и влево, но при этом он всегда должен быть в вертикальной плоскости, перпендикулярной лучу зрения рисовальщика. Иначе говоря, он должен двигаться только по поверхности воображаемой картинной плоскости. Последнее правило необходимо усвоить как можно лучше. Без соблюдения этого правила измерения будут ошибочными.
  6. Измерив длину (или ширину, или высоту) одного Предмета, вы переносите (перемещаете) карандаш (с отметкой большого пальца) на другой предмет и сравниваете: на сколько (или во сколько раз) первый предмет больше или меньше второго. Это отношение размеров Предметов для нас и является самым важным при всех измерениях.

Прежде чем приступить к первым занятиям по рисованию с натуры, необходимо не раз потренироваться в измерениях, чтобы потом не нужно было следить за тем, как надо держать карандаш при измерении, как нужно сидеть, как надо отмеривать и сравнивать измеряемые величины.

Надеемся что данный урок был полезен Вам. Вы можете подписаться на rss-ленту нашего блога по рисованию.