Рисунки контурные и штриховые
Вот перед нами рисунки контурные и штриховые.
Первый рисунок сделан одним контуром. Ни освещенных, ни затененных частей в нем не видно (рис. 1).
На втором рисунке теневые части заштрихованы (рис. 2).
На третьем рисунке затененные места показаны не штрихами, а тонами (сплошной окраской темной-серой и светло-серой (рис. 3).
Первый рисунок по способу выполнения называется контурным, второй - штриховым и третий - тоновым. Тоновые рисунки обычно выполняются разведенной тушью при помощи кисти, относятся к акварельным и нами пока не затрагиваются.
Для нас более удобны контуры и штриховые рисунки. Они значительно проще и в то же время достаточно хорошо передают формы рельефа, характер пород и растительность. Потом они более четко и лучше передаются когда печатаются.
Контурные рисунки по своему характеру неодинаковы, что легко можно увидеть по приводимым рисункам (рис. 4-8)
Рассмотрим сначала рисунок 4. Здесь линии контура одинаковой толщины. Этот рисунок хорошо передает очертание горного хребта. По рисунку не трудно понять, что хребет очень далеко и деталей его не видно.
На рисунке 5 изображены ряды холмов, постепенно уходящие вдаль. Линии контура, как и на первом рисунке, одинаковой толщины. По рисунку мы догадываемся, что одни холмы ближе, другие дальше, но ясно этого не видим или, точнее сказать, не ощущаем. Нам мешает однообразие линий, да и рисунок почему-то кажется вялым и скучным.
На рисунке 6 изображены те же ряды холмов и также одним контуром. Но ближние холмы сделаны более толстыми линиями, а дальние - более тонкими, а самые дальние даже кое-где пунктиром. Этот рисунок живее, и по нему мы видим, что одни холмы ближе, а другие дальше.
Рассмотрим теперь рисунок 7. Здесь линии одинаковой толщины, но разные по характеру. Линии берегов реки и дальней возвышенности более или менее ровные, кое-где переходящие в пунктир.
Склоны же, покрытые лесом, изображены зубчатыми линиями. Это очень не большое изменение уже дает возможность передавать различный характер предметов: береговую линию, камень, лесные склоны и дальнюю возвышенность.
Комбинируя теперь эти оба способа (толщину и характер линий), мы можем получить еще более выразительный рисунок (рис. 8).
Штриховые рисунки
Значительно большей выразительности достигают штриховые рисунки. Штрихи позволяют передавать не только свет и тень, но также и форму, и характер поверхности изображаемого предмета.
Вот, например, на рисунке 9 штрихи передают и крутизну склонов, и округленность или волнистость некоторых участков рельефа, и даже следы сглаженности в результате бывшего оледенения.
На рисунке 10 поверхность гладко обтесанного камня очень хорошо передана прямолинейными штрихами. Шероховатая же или неровная поверхность грубо обтесанных камней, а также очень старых потрескавшихся и выветрившихся камней хорошо передается пиловидными или волнистыми линиями штриха.
То же относится, конечно, и ко всякому другому предмету. Более сложные фигуры штрихов позволяют передавать характерные особенности древесной, кустарниковой и травяной растительности самых различных типов (рис. 11).
Штриховые рисунки по способу выполнения также неодинаковы. Прежде всего, в штриховом рисунке различают степень нагрузки штрихом.
Вот перед нами два рисунка (рис. 12 и 13). На первом рисунке штрихов много и положены они. густо. На втором, наоборот, штрихов очень мало. Тем не менее, этот рисунок передает характер изображаемого географического объекта ничуть не хуже первого.
В то же время для выполнения первого рисунка требуется времени и старания гораздо больше. Далее следует сказать, что на втором рисунке дано только самое необходимое и самое характерное. Для наших целей более пригоден второй тип рисунка.
Характер штриха
Различают еще рисунки по характеру штриха. В некоторых случаях штриховые рисунки выполняются при помощи точек. Однако для наших целей последний способ не подходит.
Только в некоторых случаях, особенно при изображении разрезов и схем, некоторые породы изображаются при помощи точек (песок, песчаник.) Из сказанного ясно, что, помимо линии контура, большое внимание нужно уделить и штрихам.
Что же касается штрихов, то они будут применяться далеко не во всех случаях. Последнее обстоятельство заставляет нас ввести особые упражнения для развития навыков в наложении штрихов. Начнем мы с самых простых штрихов - прямолинейных.
Наложение штрихов, как и построение контуров, требует терпения. Кроме того, здесь, больше чем в других случаях, не следует торопиться. Сначала поставим себе целью добиться хорошего качества штрихов, а быстрота придет сама собой.
Рекомендуем вам пройти уроки штрихования, которые раскрывают азы рисования карандашом.