Рисунки Н.Н. Миклухо-Маклая
Рисунки Н.Н. Миклухо-Маклая сделаны в основном в полевых условиях. Их насчитывается в общей сложности свыше 700 рисунков. Судя по этому, можно сказать, что Миклухо-Маклай обладал недюжинным талантом художника. Мужской дом (буамрамра) на берегу Маклая
Рисование в студенческие годы
Интерес к рисованию проявился у него еще в студенческие годы, во время учебы в Германии. К тому же, необходимость заработка заставляла его делать на заказ рисунки для гравюр.
Особое внимание в годы учебы Миклухо-Маклай уделял рисункам чисто научного, точнее, учебного характера.
В его студенческих тетрадях (записи лекций) имеется огромное количество анатомических рисунков, изображений рыб, растений и т. п. Все они выполнены очень тщательно, с большим искусством.
Рисует городские пейзажи, виды моря. В 1870 г. Миклухо-Маклай издал большую работу о мозге акул и снабдил ее своими рисунками и таблицами.
Это была для Миклухо-Маклая школа научного рисунка. Он сочетал в них художественность изображения с научной точностью.
Период изучения культуры других народов
Когда Миклухо-Маклай от изучения природы перешел к изучению физического типа и культуры народов, населяющих Австралию, Малайский архипелаг и острова Тихого океана, тематика его рисунков коренным образом изменилась.
Среди его рисунков этого периода еще встречаются иногда изображения рыб, птиц, животных; но основная масса рисунков – это портреты коренных жителей, изображения их жилищ, орудий труда, одежды, украшений, татуировки, орнамента и т. д.
Во время путешествий, изучая жизнь и культуру народов, Миклухо-Маклай не только рисует, он еще и собирает коллекцию предметов быта, орудий труда, волосы местных жителей, украшения, (подробнее: Коллекции Н.Н.Миклухо-Маклая).
Портреты и рисунки Н.Н. Миклухо-Маклая
Здесь талант Миклухо-Маклая и своеобразие его художественного стиля развернулись в полной мере.
Портреты являются подлинным произведением искусства: каждый из них передает индивидуальность оригинала, одновременно отражая и подчеркивая наиболее существенные антропологические и этнографические черты – тип населения. Туземка. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай Парень, Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай Мужчина, 28-29 лет, остров Ротума. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай
С таким же мастерством сделаны и его пейзажные наброски, изображения жилищ и т. д. Хижина, деревня Сенабой, остров Мало. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай Деревня Сенабой, остров Мало. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай Большая хижина, деревня Сенабой, остров Мало. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай Амбар для хранения мяса, Тробриановы острова. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай Деревня Туме, Тробриановы острова. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай
Миклухо-Маклай сознательно стремился к этому.
В дневнике 18 апреля 1874 г. он писал:
Рисовал портреты туземцев, выбрав не особенно красивые или безобразные физиономии, а те, которые подходят всего более к общему типу.
9 января 1875 г.:
Нарисовал несколько характеристичных физиономий
и т. д. Патагонка, 40-45 лет. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай Патагонка, 40-50 лет. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай
Миклухо-Маклай работал над своими рисунками в очень трудных условиях, как это видно из его дневников. Большие трудности для рисования проистекали из чисто внешних условий: тропический дождь заставлял прерывать рисование, жаркое солнце не давало возможности сделать полный рисунок и т. п.
Немалые трудности доставляло недоверчивое отношение местного населения к рисованию.
Приведем несколько примеров. 16 июля 1872 г. (Берег Маклая) он записал:
Хотел сделать портрет Налая, но он и другие около него стоявшие туземцы заявили, что если я это сделаю, он скоро умрет.
27 марта 1874 г. (Берег Папуа-Ковиай):
К сожалению, мне не удалось сделать ни одного портрета. Туземцы не сидели смирно и немедленно убегали, как только замечали, что я обращал на них внимание.
22 августа 1879 г. (острова Адмиралтейства):
...я принялся рисовать портрет женщины, намереваясь особенно тщательно нарисовать именно татуировку. Исполнение этого желания, однако же, не удалось» (женщина убежала).
Часто Миклухо-Маклаю для того, чтобы сделать рисунок приходилось прибегать к необычным мерам: рисовать мужа только для того, чтобы потом нарисовать его жену; платить хозяину хижины за возможность нарисовать эту хижину.
Например, 6 января 1875 г. (Малайский полуостров):
Нарисовал портрет начальника... отчасти для того, чтобы нарисовать его жену...Она очень боялась меня или же ревности мужа который не спускал с нее глаз.
Аруаканец, 20 лет, Консепсион, Чили. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай Аруаканец, 30-40 лет, Консепсион, Чили. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай
Люди нередко боялись смотреть на Миклухо-Маклая, постоянно от него отворачивались (запись 25 декабря 1874 г.). Молодая девушка, Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай Женщина, 20-30 лет, Чили, Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай
Срисовав местную постройку Миклухо-Маклай должен был заплатить кусок табака владельцу этой постройки (13 февраля 1880 г.). Деревня Теньгум-Мана. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай
Наконец, немалой помехой при рисовании было состояние его рук.
Вообще при моей теперешней жизни, т. е. когда приходится быть часто и дровосеком, и поваром, и плотником, а иногда и прачкой, и матросом, а не только барином, занимающимся естественными науками, рукам моим приходите, очень плохо. Не только кожа на них огрубела, но даже сами руки увеличились, особенно правая. Разумеется, не скелет руки, а мускулатура ее, отчего пальцы стали толще и рука шире. Руки мои и прежде не отличались особенной нежностью, но теперь они положительно покрыты мозолями, порезами и ожогами; каждый день старые подживают, а новые появляются.
При рисовании мелких объектов руки мои, привыкшие уже к топорной работе, к напряжению больших систем мускулов, плохо слушаются.
Следует отметить, что нередко Миклухо-Маклаю приходилось пользоваться мало пригодной для рисования бумагой делать зарисовки на небольших листках и т. д.
Бумага писчая и для рисования с каждым днем убывает, и я боюсь что не хватит на следующие месяцы,
– записал он 12 февраля 1872 г.
На многих рисунках имеются на полях различные записи, часто даже и не относящиеся к данному рисунку.
На портретах обычно указаны цифровые данные антропологических измерений, цвет волос, глаз, кожи и т. д. Рисование отнимало у Миклухо-Маклая много времени. Маланезиец с носовым украшением. Острова Леунева. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай Маланезиец в головном уборе с носовыми и ушными украшениями. Деревня Соу, острова Адмиралтейства. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай
Рисование как способ передать виденное
Миклухо-Маклай стремился зарисовывать как можно больше. Заметив оригинальность орнамента на лодке, он пишет:
Я решил скопировать все виды его, встречающиеся на туземных изделиях. Рисовал что приходилось: и хижины, и пироги, делал и портреты, снимал факсимиле с резных папуасских орнаментов, выделанных на бамбуке.
Рисовал
то, что находил наиболее интересным.
Воин в полном вооружении Рурукау, Минахасса, остров Целебес. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай
Миклухо-Маклай рассматривал рисование как более легкий, по сравнению с описанием, а иногда и единственный способ передать виденное. По поводу папуасских телумов он писал:
Даже беглый набросок может дать лучшее представление, чем подробное описание. О татуировке он писал, что она положительно не выходит на фотографии, так что для передачи ее остается утомительный и менее точный, но единственный способ – рисование.
Узор татуировки. Острова Вануа-Лава. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай Маланезийка. Острова Вануа-Лава. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай
В некоторых случаях Миклухо-Маклай считал рисование не только способом передачи виденного, но и одним из способов более точного наблюдения. Головной убор воина, Рурукау, Минахасса, остров Целебес. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай
Так, в дневнике 7 января 1875 г. он записал:
... Я увидал голову с папуасскими волосами. Это было неожиданное открытие... Я с нетерпением желал рассмотреть поближе этот индивидуум. Для этого лучшее средство – рисовать портрет.
(Малайский полуостров).
Рисунки Миклухо-Маклая исторический источник
Рисунки Миклухо-Маклая, помимо точности и наглядности, каких не может дать самое подробное описание, приобретают большое значение еще потому, что они воспроизводят те явления культуры изученных Миклухо-Маклаем народов, которые к настоящему времени исчезли или исчезают. Резной идол (телум), деревня Теньгум-Мана. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай Магический предмет "Мандюри", Деревня Бонгу. Автор: Н.Н. Миклухо-Маклай
Для целого ряда явлений прошлого таких народов эти рисунки представляют собой ценнейший и единственный исторический источник.
Миклухо-Маклай намеревался опубликовать свои рисунки в иллюстрированном сочинении о Береге Маклая, но это иллюстрированное сочинение, как известно, не появилось: преждевременная смерть помешала Миклухо-Маклаю выполнить свое намерение.
Небольшая часть рисунков Миклухо-Маклая была опубликована в 1923 г., в первом томе его «Путешествий». В 1940 и 1941 гг. вышли первый и второй томы его «Путешествий» (изд. Академии наук СССР), где также были воспроизведены некоторые его рисунки.
Настоящее пятитомное издание является первым, в котором, за немногими исключениями (неоконченные наброски, студенческие учебные рисунки, а также несколько рисунков, хранящихся в Австралии), воспроизведены все рисунки Миклухо-Маклая.
Рисунки Миклухо-Маклая представляют самостоятельный художественный и научный интерес.
Существует четырнадцать разделов рисунков по темам: «Острова Зеленого Мыса», «Южная Америка», «Полинезия», «Берег Маклая на Новой Гвинее», «Берег Папуа-Ковиай», «Южный берег Повой Гвинеи», «Филиппинские острова», «Малайский архипелаг», «Малаккский полуостров», «Микронезия», «Меланезия», «Австралия», «Рисунки из альбома рыб», «Ранние рисунки».