Степень маневренности
Степень маневренности М системы является управляемой категорией. Главные возможности управления этим мероприятием связываются с выбором подходящего состава объектов и способов, с установлением их интенсивностей в плане.
Для изменения степени маневренности необходимо изменить состав объектов, способов и их интенсивностей в принимаемых плановых решениях. Коридоры и допустимые области маневрирования не обязательно должны использоваться полностью.
Это только совокупность соответствующих ограничений, которые должны учитываться в процессах оптимального маневрирования. В связи с этим возникают представления о правилах маневрирования.
Правила маневрирования и вытекающие из них линии поведения устанавливаются в процедурах формирования оптимальных эластичных планов с оптимальными уровнями маневренности, надежности и др. Степень маневренности - управляемая категория
Таким образом, исходным пунктом в математическом моделировании динамики экономических систем является множество допустимых траекторий развития системы во времени. Из него выбирается по каким критериям траектория, которая считается оптимальной.
Все траектории множества IT допустимые, то есть может быть осуществлены при заданных уровнях развития техники, природных и ресурсных ограничениях. Все допустимые траектории в процессах выбора оптимальной из них являются взаимозаменяемые.
Если условия реализации планов не меняются, то осуществлен по этой схеме выбор оптимальной траектории является обоснованным. Если же условия меняются, происходит дополнительная структуризация исходной множества траекторий, заключается в том, что в каждой принятой в плане траектории из множества IT образуется своя подмножество допустимых переходов на другие траектории, находящихся в области допустимого маневрирования.
Это можно представить так: вокруг каждой штатной траектории может быть выделен пучок траекторий, на которые возможен переход, т.е. формирующий коридор допустимого маневрирования (рис. 1). Рисунок 1 - Графическая интерпретация понятия маневренности плана
«Ширина» коридоров маневрирование может целенаправленно меняться. Можно сказать также, что маневренные качества плана определяются предельно возможной скоростью его изменения (ускорениями) во времени.
Величиной, обратной (в смысловом значении) маневренности, является инерционность плана, что снижает возможные ускорения и является эквивалентом, так сказать, инерционной «массы» плана.