Строительство Суэцкого канала
Как возникла идея строительства Суэцкого канала? Более ста лет тому назад мореплаватели, отправлявшиеся из Гамбурга в Бомбей, один из крупнейших портов восточной Индии, должны были делать большой крюк.
Они обходили южную оконечность Африки, как португалец Бартоломеу Диас, или шли по следам Магеллана на запад и огибали южную оконечность Южной Америки, (подробнее: Открытие Тихого океана). Тем и другим путем нужно было пройти более 9000 километров. Во времена парусного судоходства такое путешествие отнимало несколько недель. Другого, более короткого пути из Европы в Индию не было.
Англии и Франции, захватившим еще в средние века большие заморские колонии, особенно было бы выгодно сократить этот длинный путь. Пытливый взор политиков, экономистов, судовладельцев и мореплавателей все больше обращался к Средиземному морю, туда, где Красное море, подобно длинной змее, простиралось с севера на юг между Африкой и Азией.
Только узкий перешеек с множеством озер отделял северный берег Красного моря от Средиземного. Пока существовал этот перешеек, Средиземное море было просто большим тупиком.
«Как жаль,
- думали судовладельцы,
- что между Африкой и Аравией нет сквозного пути».
Тогда они вспомнили о египетских фараонах, которые 3000 лет тому назад пытались прорыть водный канал в перешейке. Нельзя ли сделать то же самое сегодня?
Суэцкое акционерное общество
Идея построить канал в северном конце Красного моря у Суэца созрела и превратилась в проект. Для его осуществления в 1846 году англичане, французы и австрийцы основали первое Суэцкое акционерное общество. От старых проектов отказывались и создавали новые.
Проходил год за годом. За это время много воды утекло из Нила в море. Люди изобрели нитроглицерин, аэростат с мотором, велосипед, открыли новую планету Нептун и микроб сибирской язвы, а морской путь в Индию еще не стал короче.
В 1854 году во главе этого общества встал французский дипломат Фердинанд Лессепс. Он рассмотрел проект строительства канала, предложенный австрийцем Негрелли, купил у египетского короля согласие на строительство Суэцкого канала на территории Египта и для финансирования строительных работ основал новое крупное акционерное общество. Лессепс умел выкачивать деньги.
Строительство канала
Батальоны рабочих разбили палатки, и 2 апреля 1859 года была вынута первая лопата земли. Казалось, строительство канала будет несложным, - ведь канал не должен был преодолевать на пути никакой разницы по высоте; не нужно было ни шлюзов, ни судоподъемных устройств.
Несмотря на это, работа подвигалась медленно. Строительных машин, применяемых теперь на стройках, тогда еще не было. Смертельная жара делала работу мучительной. На строительстве канала погибло 20 тысяч рабочих. Только через 10 лет с большой пышностью Суэцкий канал - протяжением в 160 километров, шириной 60 метров и глубиной 12 метров - был, наконец, открыт.
Плата за проход через канал
О рабочих больше никто не вспоминал. Теперь нужно было как можно быстрее возместить те 400 миллионов франков, которые поглотило строительство канала.
Это предприятие оправдало себя. Если в год открытия канала по новому водному пути прошло 486 судов, то через сорок лет число их возросло в десять раз. А в 1956 году число их достигло 15000. У ворот канала сидели сборщики акционерного общества и взимали плату за проход через канал.
Курс акций Суэцкого акционерного общества все возрастал.
Ворота Суэцкого канала
Англия была очень довольна и начала устраиваться в зоне канала, как дома. Сначала она вытеснила французов и австрийцев, своих прежних компаньонов. Затем вдоль канала она построила угольные бункеры для снабжения своих судов топливом.
Вскоре к ним присоединился длинный ряд военных укреплений. «Баб-эль-Ман-деб» - «Ворота смерти» - так издавна называли арабы ворота Суэцкого канала. Зона Суэцкого канала превратилась в одну из крупнейших баз Британской империи.
Национализация Суэцкого канала
1952 год для народа Египта был годом великого национального пробуждения. Народ свергнул правительство царя Фарука, поддерживаемого Англией, и провозгласил республику. Во главе ее встал Гамаль Абдель Насер.
В 1956 году на массовом митинге он объявил о национализации Суэцккого канала и потребовал, чтобы англичане покинули его зону. Путем вооруженной интервенции Великобритания и Франция пытались спасти свои пошатнувшиеся позиции, задержать падение колониальной системы и повернуть колесо истории, назад.
Но египетский народ, боровшийся за справедливое дело, победил. Потомки рабочих, принимавших участие в строительстве Суэцкого канала, взяли важнейший водный путь между Европой и Азией в свои собственные руки. Акционеры Суэцкого канала не смогут больше наращивать капиталы, взимая плату за проезд через канал. Все доходы от него пойдут на повышение благосостояния целого народа.