Рисование

Зачем нужно рисование

Почти все дети рисуют. Рисуют без всякого принуждения, как только у них под руками оказываются карандаш и бумага. Рисуют своеобразно и нередко очень выразительно. Правда, изобразительные способности у детей очень различны, все же ребенок рисует смело и с удовольствием. Возникает вопрос: Зачем нужно рисование? Рисунок оливкового дерева

Вот наступает период, когда из ребенка формируется подросток. Всем известно, что в этот период проходят крупные изменения как в физическом, так и в умственном развитии человека. Многое, что нравилось в детстве, перестает потом нравиться.

В особенности это относится к рисованию. То, что хотелось бы нарисовать подростку, у него «не выходит». Главная причина здесь заключается в том, что требования подростка к рисунку значительно возросли, а должного уменья, т. е. техники рисования, у него не развилось. Отсюда чувство неудовлетворенности.

Зачем нужно рисование для подростков

Некоторые подростки под влиянием окружающей обстановки (в школе или в семье) начинают в это время с большей или меньшей настойчивостью заниматься техникой рисования. При наличии большой охоты, или под влиянием окружающих, или при наличии этих обоих условий, подросток постепенно совершенствуется в рисовании.

Мы не берем отдельных случаев, когда у человека есть определенные склонности к творчеству в области изобразительного искусства. Мы берем обычных учащихся, которые с удовольствием рисуют и чертят в школе и приобретают достаточно хорошие навыки в рисовании. Эти навыки оказываются потом для учащегося очень полезными в его дальнейшей жизни.

Если он поступит в высшую школу, то ему понадобится в какой-то мере применять рисование почти в любой специальности (биология, география, физика, строительное дело, архитектура, и многие другие). Если человек непосредственно включится в практическую работу, то и здесь он довольно быстро убедится в том, что рисование во всех случаях будет хорошим помощником в его работе.

Ведь чтобы освоить станок, машину, необходимо разобраться в чертежах и самому уметь зарисовать ту или другую деталь. А если вопрос коснется какого-либо усовершенствования или осуществления своего изобретения, то от автора прежде всего потребуется уменье выразить свою мысль при помощи рисунка, а потом и чертежа. Мы не говорим о тех специалистах, у которых рисование и черчение все время сопровождают работу.

Но, кроме таких людей, которые сумели развить в себе некоторое уменье рисовать и чертить, существует еще больше других, которые забросили рисование с раннего детства. Плохо поставленное преподавание графической грамотности в школе не смогло захватить этих людей. Они рисовали по обязанности, без всякой охоты, рисовали плохо и совсем бросили рисовать, как только рисование перестало быть обязательным предметом.

Если человек не движется вперед, то он непременно движется назад. Это справедливо по отношению к любой специальности, но к рисованию в особенности. Человек, переставший упражняться в рисовании, очень быстро теряет даже и те небольшие навыки, которые ему удалось приобрести в школе.

Зачем нужно рисования для учителя географии

Графическая неграмотность в особенности не должна иметь места среди преподавателей географии. Графическая грамотность - уменье выражать мысль чертежами и рисунками, Вот преподаватель географии средней школы рассказывает ученикам о дюнах.

Он совершенно правильно отмечает, что склоны дюн, обращенные навстречу дующему ветру, будут очень отлогими, потому что ветер сдувает песчинки и несет их по склону вверх до гребня дюны. Перевалив через гребень, песчинки скатываются вниз уже без помощи ветра, образуя крутой склон, обычный, для сыпучих тел. При этом преподаватель рисует профиль дюн приблизительно так, как изображено на рисунке 1А, тогда как правильное изображение иное (рис. 1Б).

Кстати сказать, подобный неправильный способ изображения дюн у преподавателей и студентов можно наблюдать довольно часто. Таким образом, рисование и география тесно связаны между собой. Рисунок 1 - Рисование дюн. А - неправильное изображение профиля дюны; Б - правильное изображение поперечного профиля дюны

Связь рисования и географии

Вот студент-практикант готовится к уроку по географии и намечает на бумаге тот схематический рисунок вулкана, который ему придется во время урока, по требованию руководителя практики, делать на доске. Студент этот из тех, которые «разучились» рисовать и обычно избегают всяких иллюстрации на доске.

Он отлично знает, что самые крутые склоны вулканического конуса не превышают 30-35°, но дает приблизительно такой рисунок, какой показан на рисунке 2А (правильное изображение см. на рис. 2Б). Это опять не единичное явление, а самая распространенная из ошибок как у студентов-практикантов, так и учителей.

И это не от небрежности. Студент достаточно хорошо знает цифры, обозначающие крутизну склонов вулкана, но графически, а стало быть, и в натуре, их не представляет. Рисунок 2 - рисование вулкана. А - неправильное изображение вулканического конуса; Б - правильное изображение вулканического конуса

В приведенных двух примерах ошибка количественного порядка (неправильная передача величины углов). Но нередко приходится наблюдать и более грубые ошибки в рисунках, неверно передающих самое основное качество изображаемого предмета. Обратимся опять к примеру.

Зачем нужно рисование для студентов

Студентам IV курса было дано задание сделать описание поверхности Западно-Сибирской низменности. При этом требовалось, чтобы студенты иллюстрировали свою работу схематическими рисунками. Надо сказать, что студенты всячески избегали рисунков и предпочитали давать длинные описания, вместо простого и ясного рисунка.

Но, согласно заданию, требовалось, чтобы в работе каждого студента был хотя бы один рисунок. Всего было около 50 работ. Удовлетворительными оказалось менее половины (в данном случае мы говорим только о рисунках).

Среди работ, имеющих неудовлетворительные иллюстрации, нас особенно поразила одна работа, принадлежащая студенту-отличнику. Описывая высокие правые берега р. Иртыша, он совершенно правильно говорит, что «если смотреть со стороны реки, то перед нашими глазами будут крутые берега, 40-50 м выстой. Но если взобраться на эти высокие берега, то легко видеть, что они оказываются краем необозримой плоской равнины».

Здесь, в подтверждение сказанного, студент дает схематический профиль берега (рис. 3А). (На самом же деле рисунок должен быть сделан, как рис. 3Б.) При взгляде на рисунок студента можно подумать, что человек ровно ничего не понимает из того, что он говорит в своем описании. На деле это не так: студент безусловно понимает суть дела, но выразить свою мысль графически не может. Рисунок 3 - Рисование Ур. Иртыша. А - неправильный рисунок, Б - правильный рисунок

К сожалению, подобные случаи не редки. Тот же самый студент на экзаменах будет излагать свои знания устно и за свой ответ безусловно получит хорошую отметку. В то же время он, не умея выразить свою мысль графическим языком, вряд ли сможет. понять и те чертежи и схематические рисунки, которые приводятся в научной географической литературе.

Так что «неумение рисовать» довольно часто бывает связано с неумением читать схематические чертежи и рисунки. А это уж большое упущение для географа. В практике работы со студентами и аспирантами нам не раз приходилось наблюдать еще и такое явление. Человек любит географию, с большой охотой ведет полевые исследования и все время чувствует свое «неумение рисовать».

Он пытается рисовать, но сразу же убеждается, что передать рисунком то, что ему нужно, он не может. Между тем у него даже мысли не появляется о том, что недостаток этот можно легко исправить.

Есть еще большая группа людей, особенно остро чувствующих это «неумение рисовать», к ней относятся те учителя, которые любят свой предмет, любят школу, понимают роль рисования в деле преподавания географии, но сами графической грамотностью не владеют.

Цикл статей по рисованию

Надеемся, мы смогли дать ответ на вопрос "Зачем нужно рисование?". Поэтому мы решили сделать цикл статей по рисованию, которые будут разбиты на две части. Первая часть ставит своей задачей развить первые, наиболее простые и наиболее нужные навыки рисования географических объектов, главным образом с рисунков и лишь в некоторых случаях с натуры.

Эти элементарные навыки совершенно необходимы для каждого преподавателя географии. Вторая часть ставит уже более сложные задачи: подвести человека к рисованию тех географических объектов, в которых требуется передать глубину пространства с применением правил перспективы.

В этой второй части, помимо изучения законов перспективы, уделяется большое внимание рисованию с натуры. Уменье рисовать с натуры совершенно необходимо для географа-исследователя и очень полезно для географа-преподавателя. Все статьи по рисованию ищите в блоге по рисованию.