Как рисовать натюрморт
В младших классах обучают детей, как рисовать натюрморт, то есть рисунок с натуры предметов симметричной формы, игрушек, предметов быта, овощей, цветов, фруктов, изделий художественных промыслов, и тел геометрической и комбинированной формы. Для этого необходимо познакомить учеников с предметами народного декоративного искусства, с игрушкой, предметами быта, научить видеть их характерные особенности и красоту; закрепить умения и навыки в рисовании предметов симметричной формы, применяя осевую и другие вспомогательные линии; научить видеть цвет предмета и правильно его изображать.
Для рисования понадобятся бумага, карандаши, акварель, кисти, баночки с водой; игрушечные складные пирамидки.
Как рисовать игрушечную складную пирамидку
Игрушечная складная пирамидка, помогает детям лучше понять значение оси симметрии в построении предметов симметричной формы.
- Начинается рисование с проведения осевой линии, на которой отмечают высоту предмета.
- Затем откладывают на осевой вертикальной линии высоту колец пирамидки, отметив их на оси горизонтальными тонкими линиями.
- У пирамидки соединяют обе стороны основания с верхом.
- Далее рисуют детали.
- Закончив рисунок карандашом и проверив правильность общего построения, дети приступают к работе акварелью.
Как рисовать натюрморт из кружки и яблока
Рисование натюрморта из кружки и яблока закрепляет умение и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, в определении пропорций, цвета; дает возможность научиться передавать объем предметов карандашом и акварелью.
Объекты натурной постановки подготавливают заранее, подбирают композиционно по окраске и величине. Натюрморты ставятся на небольшом расстоянии (если предметы небольшого размера).
Дети должны верно передавать взаимное расположение предметов в пространстве (что ближе, что дальше и насколько), взаимные пропорции (что больше, что меньше и насколько), тоновые соотношения (что темнее, что светлее и насколько) и цветовые. Начинается рисунок с поиска композиции
Нужно гармонично разместить на листе предметы и определить общую величину изображения. Далее наметить соотношения предметов по величине, определить пропорции и основную форму каждого из предметов. Затем проверяется расположение предметов на рисунке.
Например, при рисовании натюрморта, составленного из кружки и яблока, яблоко ближе, а кружка дальше от зрителя. Часть кружки не видна, так как ее загораживает яблоко. На первом этапе работа ведется карандашом (построение натюрморта), на втором этапе - цветом (монохромной или цветной акварелью).
Порядок работы в цвете над натюрмортом такой:
- подбирают светлый раствор краски для освещенной поверхности яблока и закрашивают всю поверхность яблока полученным раствором краски (кроме блика);
- подбирают тон для освещенной части кружки и закрашивают всю поверхность (кроме блика);
- подбирают тон (на палитре) для фона, сравнивая его со светлыми участками предметов;
- закрашивают участок полутона и тени на поверхности яблока слабым раствором поверх первого слоя; границы красочного слоя слегка размывают чистой водой, чтобы получились плавные переходы;
- подбирают соответствующий тон краски и заливают участок тени и полутона на кружке;
- усиливают, где нужно, цвет или ослабляют его, промывая чистой водой.
Последовательное рисование предмета комбинированной формы
На рисунке приведен постепенный ход построения линейного рисунка предмета комбинированной формы и работа акварелью.
- При рисовании натюрморта первую прокладку акварелью сравнительно больших поверхностей основными цветовыми тональностями выполняют в светосилу освещенных мест, при этом на малых светлых местах (на бликах) бумагу остается чистой.
- Вторая прокладка должна лепить рельеф предметов, увязывая их цветовые соотношения с фоном и с плоскостью, на которой они стоят.
- Третья, завершающая, прокладка должна объединять все тональные отношения наложением полутонов, усиливая тени собственные и падающие, выявляя объем предметов и давать их характеристику по цветам и различным материалам.
В работе акварельными красками можно использовать и другой способ - работу по сырому, вливание одного цвета в другой.