Пространственное изображение в школе
Пространственное изображение - это изображение предметов в трехмерном измерении. Памятники культуры свидетельствуют о том, что еще в доисторические эпохи у людей была потребность изображать находящиеся в пространстве трехмерные предметы на плоскости.
История трехмерного рисования
В различные исторические эпохи эта проблема решалась по-разному. Сначала люди пользовались всевозможными видами пространственного бесперспективного изображения.
Феодалы строили укрепления по плану, составленному с помощью такого способа изображения, который мы теперь называем воинской топографией и перспективой. Прямоугольные горизонтальные проекции были начерчены в плане, соответственно, прямоугольно, но не были поставлены на вершину, а вертикальные грани не сливались с направлением горизонтальных проекций.
Только в XV веке, когда были открыты законы перспективы, создалось определенное представление о пространственном изображении. Дальнейшая механизация производства привела к так называемому техническому изображению.
Сложные пространственные отношения разрешались с помощью начертательной геометрии, но основным и исходным все же оставалось пространственное перспективное изображение – самое наглядное. Реальный предмет, находящийся в пространстве, изображался путем проекции на поверхность плоскости из определенного и неизменного положения того, кто вел наблюдение.
Проблема перспективного рисунка, создаваемого из одного положения, еще со времен Ренессанса волновала многих мастеров-художников, теоретиков и практиков, которые стремились решить ее с помощью различных механических устройств и приспособлений. Мы имеем в виду Леонардо да Винчи, Дюрера, известные наставления Лепши, Веллнера по художественному мастерству и многие другие.
В качестве одного из таких механических приспособлений использовался стол для рисования с передвижным измерительным прибором, различными механическими устройствами и глазком с сеткой или осями. Многими из этих приспособлений можно пользоваться и сейчас.
Речь идет о различных, но в принципе подобных оптических способах зарисовки предметов, наблюдаемых из одного определенного положения на проекционную плоскость: последнее станет более понятным, если вспомнить латинское слово «perspisere», что в переводе означает; «смотреть сквозь что-либо, просматривать».
Методика преподавания рисования
Мы не собирается рассматривать те вопросы, которые уже неоднократно решались или излагались в других пособиях, как, например, возникновение отображения на сетчатке глаза, аналогией чего является перспективное изображение на рисунке.
Мы, исходя из собственного опыта, хотелось бы познакомить читателей с методикой рисования, при помощи которой можно вести непосредственное наблюдение, очень точно и всесторонне воспроизводить природу, применяя самые простые средства – наброски на бумаге карандашом.
Эта методика состоит в том, что рисовальщик, средний ученик II и III ступени школы, ведет самостоятельное наблюдение, выясняет положение предмета, переносит его изображение на бумагу и контролирует свою работу; с помощью определенных, описанных в данном блоге, упражнений и приобретенных навыков он проверяет правильность своего рисунка.
Чтобы усилить в процессе рисования сходство изображения с реальным предметом, пользуются не только оптическим методом. Иногда важнее принять во внимание размер предмета и знать функции, которые он выполняет. Но при этом следует заметить, что лучше рисовать с натуры будет тот художник, который пользуется оптическим методом при подходе к реальному миру и систематически занимается в этом направлении.
Изучение этой области рисования должно быть продумано так, чтобы рисовальщик со средними способностями самостоятельно мог уверенно и с успехом создать перспективный рисунок непосредственно с натуры.
Суть данного метода состоит в том, что рисовальщик, пользуясь художественными приемами и обладая определенными навыками, создает сначала проекцию тела, представляющую собой фасадное изображение в виде вспомогательного прямоугольника, основание которого рисуется на подложенной под основанием модели бумаге. Все эти упражнения проводят с моделями, находящимися в классе, причем каждый ученик имеет свою модель.
На природе крупномасштабный перспективный рисунок начинают с зарисовки ближайшей фасадной грани (или размера), по которой устанавливают горизонт, а остальные размеры приравнивают пропорционально к основной вертикали. Все остальные направления переносятся на рисунок последовательно.
Как только вспомогательный треугольник определен и нарисован, можно продолжать писать дальше. Во вспомогательном треугольнике, который уже найден, определяется положение и размер передней грани тела (у многогранников), к ним последовательно приравнивают те части изображаемого предмета, которые не известны, но которые надо также нарисовать.
Если мы путем соотношения установили, что расстояние до модели или предмета на природе равно половине основного размера предмета, то есть половине размера фасадной вертикальной грани, то соответственно и рисунок надо делить по основной длине на равное число частей, то есть наполовину.
Проекцию основной вертикальной абсциссы на рисунке избираем произвольно, в нужном нам размере. Все остальные размеры устанавливаются путем приравнивания к основному размеру с помощью простой пропорции или другими способами, которые будут описаны ниже.
Следовательно, художник может рисовать картину такой величины, которая ему требуется. В данном пособии автор не рассматривает законов перспективы и не анализирует их. Этот вопрос освещен в работах, изданных ранее, в частности в учебнике по начертательной геометрии. Иллюстрации в нашем блоге по рисованию служат лишь для пояснения текста.
Мы также не ставим перед собой цели изложить историю развития рисования с натуры, так как данная работа предназначена для руководства в практической работе учителя рисования. В книге дается обзор существующих художественных приемов и описываются способы, с помощью которых художник может, ведя целенаправленное наблюдение, уточнить положение предмета в пространстве и плоскости.
Блог является руководством для художника, в котором объясняется, как можно в рисунке изобразить явления и предметы, наблюдаемые им в природе. Автор книги рассказывает, как нужно рисовать, используя художественные приемы, чтобы не терять напрасно времени при работе над рисунком.
Это пособие не исчерпывает всего богатого материала по данному вопросу, в нем описываются лишь некоторые приемы, которые нужно использовать в школьной практике.
Каждый педагог может пользоваться рекомендуемыми приемами, учитывая разнообразную программу в разных классах, возраст и развитие учащихся. К более способным ученикам требования преподавателя будут выше, они должны готовить самые точные рисунки.
Мы предполагаем, что приведенные в данном блоге упражнения по рисованию будут использованы правильно и точно; только при таком условии рисование с натуры может принести нужные плоды.
Пространственное изображение - процесс обучения
Обычно художник произвольно выбирает несколько элементов предмета и изображает их в соответствии с законами перспективы. В данном случае он, как правило, руководствуется своими непосредственными наблюдениями над реальным предметом и стремится изобразить его таким, каким он видит его в данном положении.
Художественные приемы, которыми могут пользоваться ученики в I ступени школы, отличаются от приемов, которыми пользуются ученики во II и III ступени. Преподаватель старается так объяснить перспективные отношения реальных предметов и нарисовать их ученикам, чтобы они поняли материал, хотя предварительно и не знакомились с законами перспективы.
Но вслед за этим объяснением учитель на примере правильно сделанного рисунка выводит собственные законы и рассказывает о них ученикам. Так, на основе практических занятий выводится теория. Следовательно, ученикам не сразу следует излагать теоретические основы, к этому изложению они подходят путем опыта. Такой метод преподавания самый эффективный.
Для педагога, конечно, такой путь является наиболее тяжелым, но он оправдывается тем, что ученики получают прочные знания.
К выводу законов перспективы можно подойти также, анализируя контрастные фотографии. Но практика рисования не должна быть лишь анализом фотографий. Мы в художественной практике используем преимущественно определенные законы и приемы в работе.
В процессе обучения рисованию с натуры обычно возникают трудности, которые учитель стремится преодолеть. В настоящее время, когда в основе обучения рисованию лежит изображение с натуры, вопрос о методе обучения этому способу стал еще актуальнее. Взгляды педагогов на методы преподавания художественного мастерства различны.
Некоторые учителя рисовали предмет на доске, а перед учениками ставили задачу – рисовать его на бумаге. В этом случае преподаватель отмечал в ученических работах основные недостатки и не требовал, чтобы предмет был воспроизведен точно. Пользуясь таким легким методом, ученики не научатся хорошо рисовать с натуры.
Иные преподаватели излагают ученикам теоретические законы перспективы, подбирая при этом произвольные темы для рисунка. При применении этого способа создавались хорошие рисунки по представлению, но это опять-таки не были рисунки непосредственно с натуры.
Многие учителя, хотя и объясняли, как нужно сделать перспективный рисунок избранного предмета из определенной точки, но не смогли научить, как практически выполнить его. Они же обычно ограничивались исправлением ошибок. Ученик несколько раз сам и с помощью учителя исправлял свой неверный рисунок, пока, наконец, не решал правильно задачи.
Но он не понимал, почему сейчас рисунок считается верным, а прежде был с ошибками. Следовательно, педагог требовал от ученика того, чему его не научили. Ученик не мог определить, что правильно и каковы ошибки его рисунка.
Этот метод преподавания рисования воспитывал у учеников неуверенность в своих силах, которая могла перерасти в чувство недооценки своих способностей и отвращения к рисованию вообще.
Некоторые преподаватели применяли при обучении рисованию с натуры такой способ, при котором они объясняли ученикам задание по частям: сначала целенаправленное наблюдение, потом уточнение положения предмета.
Ученик определяет предмет или явление, потом рассуждает, с помощью каких предметов необходимо перенести выясненные соотношения между размерами предмета на рисунок, с какой детали начать рисовать, как дальше изображать предмет и как, в конце концов, нужно проконтролировать правильность выполнения рисунка.
Успешное выполнение данных задач зависело не только от толкового объяснения педагога, но и от того, как ученики выполнили работу, в какой последовательности они создавали рисунок, придерживались ли они указаний учителя. Преподаватель рассказывает, как надо определять, а потом рисовать перспективное явление. Ученик, выполняя задание, не должен чувствовать себя беспомощным, а в работе его не должно быть ошибок.
Если педагог хорошо объяснил ученикам применение художественных приемов, то, соответственно, и в ученических работах не будет ошибок.
Метод, с помощью которого учащиеся смогут вести самостоятельную работу, состоит из определенных рабочих процессов:
- целенаправленное наблюдение,
- уточнение положения предмета,
- затем зарисовка всего предмета,
- и контроль над проделанной работой.
В работе и в учебе ученикам может помочь хороший учебник по рисованию с натуры. С помощью описанного выше метода ученики научатся работать самостоятельно, что имеет значение не только в деле обучения художественным приемам, но и вообще в деле воспитания молодого поколения.
Безусловно, если учитель проводит занятия по рисованию систематически, с целью научить своих учеников рисовать, то ученики во II и III ступени школы быстрее освоятся с основами данного метода.
Учитель обычно объединяет в процессе преподавания все приемы и методический ряд, руководствуясь определенной целью – научить учащихся вести последовательно наблюдение над предметами, окружающими нас.
Если занятие проходит и классе, то ученики анализируют предметы, находящиеся за окном, но можно и выходить для этого из класса, ближе к окружающим предметам.
Восприятие предметов и определение их носит эмоциональный характер. Эмоциональная сторона подкрепляется и умением пользоваться художественными приемами, особенно при уточнении основных соотношений между предметами.
Один фасадный размер изображаемого предмета (обычно ближайшая вертикальная грань, а если речь идет о цилиндрических телах, расположенных вертикально, то ширина и высота их) избирается в качестве мерила, для масштаба. К данному масштабу приравнивают все остальное.
Исходя из соотношений масштабов предмета в природе, выясняют, сколько раз основной масштаб рисунка уложится на размер предмета в природе, и в таком соотношении наносят на свой рисунок искомый масштаб, приравнивая его к основному. Если искомый масштаб меньше основного, то учитывается соотношение меньшего масштаба к большему, а потом уже искомый масштаб приравнивается к основному.
Далее рисунок делят по основному масштабу на столько частей, сколько раз меньшая часть уложилась в большей. Если ученики будут твердо знать художественные приемы и пользоваться ими, приобретая определенные навыки в работе, то их индивидуальное эмоциональное чувство восприятия и определения предмета, впечатления от его восприятия на глаз помогут дополнить рисунок необходимыми деталями.
Чем больше наметан глаз художника, тем реже он будет прибегать к старым художественным приемам. Но для тех учеников, которые еще не могут определять положение, размеры предмета на глаз, применение данных приемов является просто необходимым.
Пользуясь в работе художественными приемами, следует помнить золотое правило: лучше меньше, да подробнее. Когда уже ученик приобрел необходимые для создания рисунка навыки, он может рассчитывать на свой глазомер, и в этом случае можно уже обойтись без применения художественных приемов.