Рисование

Изображение фигуры человека

Изучение и изображение фигуры человека в школе зависит от многих факторов. Решающее значение имеет возраст учеников, их уровень развития как рисовальщиков и цель рисунка.

Исходя из этого, выбирают способ изображения фигуры, а также изобразительную технику и материал. Изображение фигуры человека зависит от многих факторов.

Рисунок 1- один из методов изображения фигуры человека

В первом классе учащиеся знакомятся с основами рисования фигуры методами, соответствующими их восприятию и уровню рисовальной зрелости. Но и здесь уже следует исходить из наблюдений над действительностью.

Учитель указывает на реальной фигуре то, что необходимо видеть ученикам. Измерения учитель производит сам, а ученики большей частью копируют, руководствуясь его советами. Учитель стремится, чтобы ученики умели приблизительно определить пропорции тела.

Некоторые преподаватели с успехом используют такой способ (рис. 1): детские фигуры рисуют на полоске бумаги размером 7x21 см (соотношение частей 1:3). Если речь идет о детской фигуре, основная полоска бумаги может быть меньшей или большей, в зависимости от того, какой величины фигуру должны рисовать дети.

В качестве хорошего материала для этой работы могут быть использованы цветные мелки, так называемая пастель.

Для школ I ступени вполне достаточно 13 тонов: при этой изобразительной технике работа над каждой формой начинается с пятна или линии, которые на оси превращаются в окончательную форму.

Ни контурное рисование (контур следует нарисовать цветной линией, а затем очерченную площадь заполнить краской), ни рисование линейное, выполненное цветными карандашами, не годится в этом случае. Выполнение работы пастелью, однако, не является единственным способом.

Учителя младших классов рекомендуют применять пластилин для лепки фигур, затем рисовать простые фигуры и наконец, сложные контуры. Следовательно, фигуры можно создавать из различного материала и на различном фоне.

Прежде всего, мы используем пластилин. Затем, приклеивая кусочки бумаги, изображаем часть или весь силуэт фигуры на бумаге так, будто составляем из цветных бумажек рисунок или фигуру. Окружающая поверхность бывает иногда подрисована сухой пастелью, цветными мелками и т. д.

Рисунки на темы снежной бабы или зимних игр можно выполнить и в первом классе. Если учитель хочет при изображении ребенка, катающегося на санях, исходить из реальной картины, он может посадить ученика на сани и тут же объяснить детям все, что необходимо знать о натуре.

Сначала рекомендуется рисовать санки, а потом сидящую на них фигуру. Рисовать следует начиная от поверхности, на которой сидит фигура. Во втором классе можно продолжать рисование с натуры материалом, знакомым ученикам по первому классу.

Ученики могут также изображать фигуры кистью, без предварительного наброска карандашом. В этой работе используются краски и кисти. Для того чтобы не тратить попусту лишних красок, их следует разводить в маленьких жестянках, например, в таких, какими закрывают бутылки.

Эта техника работы удобна и для кружков изобразительного искусства. Когда ученики овладели акварельной техникой, учитель может научить их рисовать фигуры без предварительного наброска карандашом, непосредственно кистью. Ученик стоя рисует контуры фигуры кистью, а затем покрывает свободно очерченную поверхность плоской кистью.

Незаполненные среди различных тонов белые пятна будут способствовать выразительности и живости рисунка. Этот способ удобен для развития воображения, но ни в коей мере для наблюдения и изучения формы фигур с натуры. Иногда для тематических рисунков используют цветные карандаши, рисуют ими цветные плоскости изображаемых фигур на малом формате бумаги.

На большом формате можно рисовать и цветными мелками, используемыми и на доске. Чтобы рисунок не размазывался, работу пастелью и цветными мелками следует фиксировать специальным раствором. Пастель художники обычно не фиксируют, так как краски, в зависимости от тонов, темнеют неравномерно.

В школе рисунок цветными мелками можно укрепить обыкновенной водой. Тогда краска после высыхания меньше опадает и меньше размазывается. Школьные работы, выполненные пастелью и мелом, лучше всего фиксировать либо молоком и сахарной водой, либо купленным или приготовленным из денатурированного спирта фиксатором, к которому добавляется немного белого шеллака, измельченного в порошок.

Чтобы шеллак растворился в спирте, содержимое бутылки нужно время от времени взбалтывать. Если в фиксаторе мало шеллака и после просыхания изоляционный слой недостаточен, нужно фиксировать вторично. Если фиксировать работы нет возможности, их следует покрывать защитной бумагой, иначе они будут размазываться.

Коллективное рисование

В третьем и последующих классах, а также в школах II ступени для тематического рисования выбираются такие темы, которые позволяют постепенно сочетать фигуры в едином рисунке, чтобы он был точным, реалистическим.

У фигур человека должны быть лицо и движения, наблюдаемые в натуре. Следует избегать шаблона и схематизации. Формат и материалы для работы выбирают самые разнообразные, такие, которые соответствовали бы теме.

Темную бумагу и большой формат можно использовать тогда, когда относительно большие фигуры удобно размещены на площади бумаги. Очень хорошо получаются коллективные работы учеников на определенные темы: «На строительстве», «Цветы на лугу», «Сбор утиля» и т. д.

К целой картине каждый ученик добавляет нарисованную им фигуру. Ее размер и положение, а также материал для всех фигур учитель заранее подготавливает. Он сам же показывает ученикам, как рисуется и вырезывается фигура.

Учитель вместе с учениками составляет из отдельных работ целую картину на удачно выбранном контрастном фоне. Если фигуры темные, выбирают светлый фон. Формат бумаги с нанесенным фоном должен соответствовать задуманной группировке фигур. В проводимой преподавателем беседе об искусстве эта группировка явится основой, необходимой для понимания значения творчества, композиции.

Фигуры человека можно группировать трояким способом: при взгляде сбоку, спереди или наклонно. При взгляде сбоку, поверхности, где тело или его часть соприкасается с землей. Изображение фигуры человека, повернутых косо, хотя и трудны, но производят живое впечатление. Тела в таком положении могут изображать опытные рисовальщики, в основном в школах III ступени.

Проявлением достаточной художественной зрелости и воображения является умение ученика сгруппировать две или больше фигур так, чтобы они выражали деятельность, связанную общими интересами, или изобразить группу фигур так, чтобы сосредоточить внимание на одном моменте или действии.

Изображение фигуры человека по воображению

С возрастом и умственным развитием учеников растет и количество помех при тематическом рисовании по воображению. Поэтому для развития воображения учеников рекомендуется в школах II ступени пользоваться манекенами из картона с подвижными частями тела.

Ученик может прикрепить манекен на доске в том положении, в котором он хочет нарисовать фигуру. Нужно, чтобы в школах II и III ступени в распоряжении учеников были два манекена, один в профиль, другой в анфас. С их помощью ученики смогут устранять композиционные помехи и лучше воспроизводить положение воображаемой фигуры.

Отпадет также необходимость в предварительном изображении фигуры-схемы, которую учащиеся рисуют по указанию педагога. На манекене движение тела показывают оборотом части тела вокруг суставов, обозначенных кружками.

Если фигура рисуется сбоку, в профиль, ученики укорачивают плечевую или бедренную оси настолько, насколько у фигуры сделан полуоборот. Изображая движущуюся фигуру, ученики начинают рисовать от места соприкосновения ступни с основной горизонтальной линией. От коленного сустава они переносят со схемы направление, длину и форму бедренной части ноги.

Затем обозначают направление, длину тазовой оси. Последовательно пририсовывают дальнейшую часть туловища и конечности, причем направления подмечают с натуры. Так ученики помогают своему воображению и избавляются от помех. Рисунок 2 - Рисование фигуры манекена

Само обучение изображению фигур человека не зависит в приведенных упражнениях и в процессе рисования с натуры от ребенка, ученика или взрослого человека. Одаренные ученики иногда хотят достичь окончательного контура рисунка, не пользуясь резинкой.

В основном они пользуются сангвиной, пастелью и т. д. Если же ученики хотят устранить часть плохого рисунка в набросках, они рисуют в основном углем, который затем сдувают, стирают или смазывают.

Уголь с рисунка художники стирают резинкой, помня, что в том месте, где один раз уже был положен уголь, его нельзя размазывать, В школах III ступени, где пропорциональность тела человека должны изучать и ученики с посредственными способностями, начинаем рисовать человеческую фигуру способами, приведенными в уроках рисования для начинающих.

Можем начать рисовать их либо статически, либо динамически. При статическом изображении начинаем рисовать фигуру в спокойном состоянии. Ученики рисуют приблизительно два-три положения в спокойном состоянии, потом в умеренном и, наконец, в полном движении.

Этот способ для учеников с посредственными художественными способностями кажется более естественным, так как он исходит из постепенно приобретаемых навыков сознательного наблюдения и последовательного изображения, как будет описано ниже.

Способ динамического изображения предполагает, что одаренные ученики запомнили из предыдущих рисунков следы форм человеческих фигур в движении. Чем больше динамики они изображают, тем меньше времени бывает для того, чтобы уловить ее, учитывая утомляемость живой модели.

Исходя из целей художественного воспитания и времени, необходимого для выполнения рисунка, выбирают изобразительную технику и материал (карандаш, уголь, сангвина, цветной или белый мел, сухие или жидкие краски и т. д.). Избранному средству изображения должен соответствовать и материал фона.

Иногда рисовальщик облегчает себе изображение фигур тем, что он сначала изображает движение или положение тела в виде небрежной полосы или пятна, которые затем покрывает сухой краской либо пастелью. На нее легче наносить контурную линию.

Технически хорошо выглядит штриховой рисунок пером, чернилами, разведенными водой. При этом способе, рисования прежде всего заштриховываются пером темные поверхности. Чем темнее поверхность, тем гуще будет штрих. Освещенные части поверхности не следует штриховать, если в нашу задачу не входит изобразить только свет и тени.

Мокрой кистью прежде всего смывают темные поверхности, затем переходят к поверхностям с полутенью (здесь нужно кисть обмакнуть в чистую воду). Край освещенных не фоновых поверхностей смачивают только чистой водой так, чтобы переход от освещенных поверхностей к теневым на изображенных круглых поверхностях был плавным.

Следует помнить, что на темных поверхностях более светлые из них должны выступать как закрытые, цельные островки. Рисунок будет более пластичным, если темную поверхность фона поместить рядом с освещенным контуром.

Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы ученики при обучении изображению с натуры не впадали в формалистическое копирование псевдо-художественных манер.