История

Александр Лэнг в Томбукту

Первым европейцем, достигшим город Томбукту в Западной Африке - был Александр Лэнг. О его исследовании континента Африка читайте Первая и Вторая экспедиция Лэнга во внутренние рйоны Африки.

Изменения на карте Западного Судана

Трудно было бы выбрать для визита в Томбукту менее удачное время, чем то, когда там появился Лэнг. В первой четверти XIX в. на карте Западного Судана произошли такие изменения, которые сделали совершенно другим соотношение сил в этой части Африки.

На первое место среди государств долины Нигера в его верхнем и среднем течении выдвигаются две могущественные теократические державы, сложившиеся под лозунгом джихада - «священной войны» против «неверных».

О державе Сокото в Европе уже имели какое-то представление, не слишком отдаленное от истины, но второе мусульманское государство - держава шейха Ахмаду, можно сказать, почти не было известно даже на северном побережье Африки. У Ахмаду были веские, с его точки зрения, причины препятствовать экспедиции Лэнга. Главной из них был усиленный интерес, который начинали проявлять к Западной Африке в Европе, и прежде всего в Англии.

Как известно, в 1827 г. султан Мухаммед Белло объяснил Клаппертону свое нежелание допускать англичан к себе в страну, опасаясь, что результатом их визитов будет захват Судана. Это был не единичный случай. Оглядываясь сейчас на трагическую историю колониального раздела Африки, нельзя не признать, что султан Белло, к сожалению, оказался прав.

И беда Лэнга была в том, что он, будучи лично вполне убежден в благородных научных целях своей экспедиции, в глазах правителей тех областей, к которым теперь приближался, оказывался олицетворением реальной политической и военной угрозы.

Прибытие Лэнга в Томбукту

О том, что Лэнг направляется в Томбукту и, невзирая на все препятствия, подходит ближе к городу, здесь знали задолго до того, как небольшой караван под предводительством ал-Хадира, племянника шейха Бабани, вошел в город и прошел мимо знаменитой мечети Санкоре, в которой во время расцвета Томбукту в XV-XVI вв. существовало одно из самых крупных и прославленных мусульманских учебных заведений позднего средневековья.

Уже после того как Лэнг побывал в городе, шейх аль-Муктар, сын старого шейха Сиди Мухаммеда, послал письмо паше Юсуфу в Триполи. Аль-Муктар сообщал, что перед прибытием Лэнга в Томбукту пришло письмо Ахмаду, в котором он предлагал старейшинам города воспрепятствовать появлению христиан в Томбукту и вообще не допускать их во внутренние области Судана.

При этом Ахмаду добавлял, что делает это по повелению султана Мухаммеда Белло: султан-де понимает намерения христиан и напоминает, что Судан слаб и посещения христиан будут иметь пагубные последствия. Получив это предложение, которое в сложившейся обстановке означало в сущности категорическое приказание, отцы города оказались в довольно затруднительном положении. С одной стороны, и речи быть не могло о том, чтобы ослушаться Ахмаду.

Но с другой, было хорошо известно, что европеец пользовался гостеприимством и покровительством могущественных вождей племени кунта, а они кочевали близко от города и не следовало их раздражать.

В конце концов приняли компромиссное решение: позволить Лэнгу задержаться в городе на не слишком долгий срок, из города его не выпускать. Вероятно, они, скорее всего, имели в виду безопасность самого Лэнга - внутри Томбукту его никто бы не тронул, а выйди он отсюда, и любой туарег мог бы его убить и ограбить.

Письмо Лэнга Из Томбукту

Из Томбукту Лэнг написал только одно письмо. Оно было отправлено 21 сентября 1826 года, накануне его выхода из города. Письмо это очень кратко, и как жил Лэнг в Томбукту, в нем не сказано почти ничего: лишь то, что время свое здесь он потратил главным образом на знакомство с местными хрониками и составление краткого очерка истории города.

Единственный раз ему удалось выбраться в Кабару, чтобы хотя бы посмотреть на Нигер (Томбукту стоит примерно в семи километрах от реки, и Кабара служит городу портом). Причем эту экскурсию пришлось проводить ночью все из тех же соображений безопасности.

Правда, сам Лэнг об этой подробности не писал, и известна она лишь из записок французского путешественника Рене Кайе, который попал в Томбукту через два года после него - в 1828 г. Лэнг очень коротко говорит в письме о своих впечатлениях от «великой столицы Центральной Африки».

В любом отношении, замечает он, город полностью соответствует моим ожиданиям, исключая размеры - они оказались меньшими, чем предполагалось.

По-видимому, Лэнг не испытал того глубокого разочарования, которое охватило того же Кайе, когда он воочию убедился, сколь мало соответствует город многочисленным легендам о нем.

Надо, правда, сказать, что таково было впечатление не одного Кайе: еще за двести с лишним лет до него, в конце XVI в., солдаты марокканского экспедици-онного корпуса, завоевавшего Западный Судан, поражались несоответствию между тем, что они слышали о размерах и богатстве суданских торговых городов, и тем, что им пришлось увидеть собственными глазами.

Но для Лэнга главным и, очевидно, достаточным было уже то, что он добрался сюда, в Томбукту, как он считал, первым из европейцев. И как раз в этом, впрочем, он был неправ, потому что еще до открытия Америки, когда из Судана поступала большая часть золота, необходимого для европейской экономики, о Томбукту достаточно хорошо знали купцы таких стран, как Испания и Италия.

Очень вероятно, но не полностью достоверно, так как никаких отчетов не сохранилось, что первые европейцы побывали в городе около 1470 г. (путешествие итальянского купца Бенедетто Деи). Но во времена Лэнга об этом путешествии ученые Европы еще не знали.

Последние дни пребывания в городе

В последние дни пребывания в городе у Лэнга было много забот. Главной из них стал выбор обратного пути, причем делать этот выбор надо было быстро. Ахмаду, до которого дошло, что европеец все-таки появился в Томбукту, самым решительным образом потребовал, чтобы его оттуда убрали.

Каид Бубакар, правитель Томбукту, начал торопить Лэнга. К этому времени путешественник, видимо, настолько уже оправился от своих ран, что в нем пробудилось прежнее исследовательское рвение.

Маршрут обратного следования

Составляя маршрут обратного следования, Лэнг решает не возвращаться в Триполи прежней дорогой, а подняться по Нигеру, чтобы потом выбраться на Атлантическое побережье либо через французские владения в низовьях Сенегала, либо же по хорошо знакомой дороге, проходящей по территории Сьерра-Леоне.

Я совершенно оставил мысль о возвращении обратно в Триполи,

- пишет он Уоррингтону,

- и прибыл сюда с намерением продолжить путь водой до Дженне.

Но город Дженне оказался недостижим: надеяться на то, что Ахмаду пропустит путешественника через свои владения в области Масина на Среднем Нигере, не приходилось. Однако Лэнг был не из тех людей, которые легко отказываются от своих планов, даже из-за объективных причин.

Путь по Среднему Нигеру закрыт? Хорошо, обойдем Дженне и доберемся до Сегу, столицы государства народа бамбара - их Ахмаду, правда, потеснил, но окончательно покорить не сумел. И он пишет:

Мой пункт назначения - Сегу, куда я надеюсь прибыть через пятнадцать дней. К сожалению, дорога плоха, и опасности мои еще не кончились.

Маршрут, которым он предполагал идти, трудно сейчас восстановить. По-видимому, Лэнг думал добраться до города Арауана, а оттуда повернуть к западу и двигаться через город Уалату, далеко обходя с севера негостеприимные владения Ахмаду.

Конечно, этот путь имел то преимущество, что проходил по более или менее освоенным караванным дорогам; это было все-таки хоть немного безопаснее. Но и беглого взгляда на карту достаточно, чтобы увидеть, что за пятнадцать дней это расстояние не преодолеть даже на беговом верблюде-мехри.

К сожалению, карты у Лэнга не было, он еще только собирался ее составить. Уоррингтон, получив упоминавшееся выше письмо Лэнга, сделал на нем пометку:

От майора Лэнга консулу Уоррингтону, датировано 21 сентября 1826 года из Томбукту, первое письмо, когда-либо написанное из этого города какому-либо христианину.

А для Лэнга оно стало последним. Во второй половине дня 22 сентября Александр Лэнг выехал из Томбукту на север, направляясь к Арауану. Вместе с ним были Бонгела и мальчик-араб, которого он взял к себе вторым слугой. Лэнг и его спутники присоединились к каравану арабских купцов, направлявшихся в Марокко. Дальше следовали поиски майора Лэнга.