Физическое воспитание молодежи
Основными задачами физического воспитания молодежи всегда являлось укрепление здоровья, содействие всестороннему физическому и умственному развитию, воспитание у молодежи выносливости, силы, ловкости. В процессе физических упражнений образуются новые двигательные навыки, представляющие собой сложные условные рефлексы.
Одновременно с формированием двигательных навыков при систематических занятиях физкультурой и спортом улучшаются средние показатели физического развития детей и подростков.
Влияние физкультуры на организм
Влияние физкультуры на организм подростка существенное. В зависимости от длительности и интенсивности занятий физической культурой изменяется опорнодвигательный аппарат. Кости становятся более прочными и массивными, увеличивается сила и масса скелетной мускулатуры - мышц.
Дыхание становится реже и глубже, в результате чего увеличивается объем грудной клетки. Сердце спортсменов имеет большие размеры за счет увеличения массы сердечной мышцы, что значительно повышает его работоспособность.
В период роста и развития организма целесообразно заниматься каким-либо видом спорта, причем следует учитывать состояние здоровья, особенности физического развития и др.
Физическое развитие показывает, насколько правильно происходят процессы роста и развития организма в каждом возрасте и как влияют условия жизни на эти процессы. Основными показателями физического развития являются рост, вес и окружность грудной клетки, средние величины которых приведены в таблице.
Табица №1: Показатели физического развития учащихся Москвы по данным 1964 г.
Возраст, год | Рост, см | Вес, кг | Окружность грудной клетки, см |
126,32 | 25,54 | 60,08 | |
132,84 | 28,48 | 62,06 | |
136,86 | 31,72 | 64,26 | |
140,62 | 33,62 | 65,2 | |
145,06 | 36,05 | 67,34 | |
150,34 | 40,26 | 69,2 | |
157,82 | 46,94 | 74,24 | |
164,24 | 52,8 | 78,42 | |
170,62 | 59,06 | 81,88 | |
172,88 | 61,92 | 83,06 | |
125,78 | 25,38 | 58,06 | |
130,84 | 27,92 | 59,86 | |
135,8 | 31,08 | 62,18 | |
141,9 | 34,96 | 65,22 | |
147,52 | 38,84 | 67,98 | |
153,08 | 43,02 | 71,32 | |
156,03 | 46,09 | 74,72 | |
159,26 | 51,18 | 77,48 | |
161,16 | 53,94 | 77,66 | |
161,46 | 55,32 | 78,9 |
Оценку физического развития проводят путем сравнения данных собственного роста, веса и окружности грудной клетки (в состоянии покоя) с величинами соответствующего возраста и пола, указанными в таблице.
Индивидуальная оценка физического развитии позволяет определить, насколько оно соответствует нормальному, и вместе с врачом и тренером наметить мероприятия для улучшения его отдельных показателей.
Однако надо всегда помнить, что эффективность воздействия всех спортивных мероприятий может быть достигнута только при систематическом длительном и непрерывном их проведении.
Средства, которые используют при физическом воспитании, можно разделить на две группы. К первой группе относятся различные физические упражнения, спортивные игры и все виды спорта; ко второй - соблюдение правил личной гигиены и закаливание организма путем использования природных факторов.
Физическое воспитание в школе
Физическое воспитание в школе должно включать гимнастику до уроков, физкультпаузы или физкультминутки, уроки физкультуры, физкультурно-массовые мероприятия (кроссы, и др.), а также занятия в спортивных секциях и туризм.
Зарядка по утрам должна проводится ежедневно. Она активизирует функции дыхания и кровообращения, дисциплинирует учащихся и, наконец, содействует выработке привычки к ежедневным занятиям гимнастикой с целью укрепления здоровья.
Гимнастика должна проводиться на свежем воздухе и в помещении только в плохую погоду. Физкультпаузы или физкультминутки должны проводиться во время уроков с целью снижения утомляемости, перемены положения тела и повышения активности и внимания.
Уроки гимнастики, проводимые 2 раза в неделю, вырабатывают основные физические качества - быстроту, выносливость, силу и ловкость. Эти качества, обеспечивающие всестороннее физическое развитие, закрепляются и совершенствуются в спортивных секциях, которые организуются чаще всего по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике, лыжам, конькам, плаванию и др.
Данные о возрасте детей и подростков, в котором разрешаются занятия в различных секциях, приводятся в следующей таблице. Таблица №2 - Начальный возраст для занятий в различных секциях по видам спорта.
Вид спорта | Возраст, в котором начинаются занятия в секциях, год | Вид спорта | Возраст, в котором начинаются занятия в секциях, год |
Фигурное катание | 7-8 | Коньки | 11-12 |
Теннис | 8 | Баскетбол | 10-11 |
Настольный теннис | 10 | Волейбол | 11 |
Акробатика | 8-9 | Фехтование | 12 |
Плавание | 7-8 | Ручной мяч | 12 |
Прыжки в воду | 10 | Хоккей | 12-13 |
Художественная гимнастика | 10-11 | Водное поло | 13 |
Легкая атлетика | 10-11 | Велоспорт | 14-15 |
Спортивная гимнастика | 10-11 | Бокс | 14-15 |
Лыжи | 10-11 | Стрельба | 13 |
Двоеборье | 12 | Штанга | 13 |
Прыжки | 12 | Гребля | 13 |
Слалом | 10 | Борьба | 14-15 |
Тренировки в спортивных секциях
Тренировки в спортивных секциях обычно включают три периода - подготовительный, основной и переходный. Подготовительный и основной периоды требуют особого внимания, так как в это время организм должен постепенно приспособиться к возрастающим нагрузкам.
Эффективность тренировочных занятий и спортивных достижений зависит не только от качества тренировочных занятий, но в большей мере от организации режима для учащегося.
Нарушение постоянного распорядка дня, обеспечивающего правильное сочетание тренировочной нагрузки и отдыха, может привести к явлениям перетренированности. Прежде чем заняться серьезно определенным видом спорта в спортивных секциях необходимо пройти медицинскую комиссию.
Личная гигиена
Значительное место в системе физического воспитания занимает личная гигиена, способствующая охране здоровья каждого человека. Личная гигиена учащегося слагается из следующих моментов: гигиена тела, гигиена одежды и обуви, гигиена жилища.
Ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика оказывает благотворное влияние на организм. Деятельность организма во время сна как бы затормаживается и становится менее активной. Обмен веществ понижается, дыхание и кровообращение происходят более медленно, мышцы расслаблены.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика приводит организм в состояние обычной активности и подготавливает учащегося к предстоящему трудовому дню. Она улучшает общее самочувствие, развивает такие волевые черты, как дисциплинированность, настойчивость, упорство.
В результате систематически проводимой утренней гимнастики вырабатывается правильная осанка и походка. Утренняя гимнастика имеет также большое оздоровительное значение в физическом воспитании молодежи. При проведении утренней гимнастики необходимо соблюдать ряд условий, которые влияют на ее эффективность.
Одежда не должна стеснять движений занимающегося: лучше всего пользоваться обычным физкультурным костюмом. Перед проведением утренней гимнастики необходимо тщательно проветрить помещение.
Гимнастические упражнения не должны быть чересчур сложными и тяжелыми; слишком большое физическое напряжение скорее принесет вред, чем пользу. Зарядку нужно проводить в определенном темпе, не растягивая время зарядки, но и не наспех.
В среднем зарядку можно проводить 5-7 минут, но в зависимости от состояния здоровья и ряда других причин, ее продолжительность может быть различной. Утреннюю гимнастику полезно сочетать с водными процедурами, являющимися одновременно средствами закаливания и ухода за кожей.
Для поддержания чистоты кожи необходимо мыться теплой водой с мылом не менее 2-х раз в неделю.
Гигиена обуви и одежды
К личной гигиене относится также гигиена обуви и одежды. Одежда защищает организм человека от резких колебаний температуры, от загрязнения и травм. Обувь служит для защиты ног от травм, загрязнения и влаги, а также поддерживает свод стопы.
Последняя функция обуви имеет большое значение в детском и подростковом возрасте. Все эти составляющие имеют немаловажное значение в физическом воспитании молодежи.