Школы китайской медицины
К периоду династии Сун (960-1279 гг.), (подробнее: Китай в 12 веке), было накоплено уже много медицинских знаний. Медики, согласно своим взглядам на основные вопросы происхождения, предупреждения и лечения болезней, делились на различные школы китайской медицины. Школы китайской медицины
4 основные школы китайской медицины
Исходя из различных взглядов на методы лечения заболеваний, медики Китая создали 4 основные школы китайской медицины:
- Школа охлаждения.
- Школа выведения избытков.
- Школа укрепления органов пищеварения.
- Школа «поддержки ин».
Школа охлаждения
Первая именовала себя школой охлаждения. Во главе ее стоял Лю Вань-су - крупный ученый, медик и философ (родился в уезде Хэйчан, провинции Хэйбей в 1120 г., умер в 1200 г.). Он наиболее известен как создатель ряда теорий заболеваний человеческого организма.
В частности, известна его теория «огня и воды», по которой эти две причины обусловливают остроту течения патологического процесса. Речь идет о высокой температуре и об обезвоживании организма. Лю Вань-су - крупный ученый, медик и философ - возглавлял школу охлаждения
По теории Лю, для успеха лечения болезни с высокой температурой необходимо снизить эту температуру или, как определял это Лю, -
снизить огонь сердца и увеличить воду почек,
- для чего человек должен употреблять как можно больше питья. С этой целью он создал целую серию жаропонижающих и мочегонных средств. В работах Лю, которые сохранились в библиотеках древней медицинской литературы до настоящего времени, постоянно подчеркивается отрицательное влияние на организм ряда внешних неблагоприятных факторов природы.
Они большей частью считаются основной причиной болезни, и в этом заключается рациональный элемент учения Лю. В своей медицинской практике Лю Вань-су последовательно и весьма успешно применял созданную им теорию. У него особенно охотно лечилась беднейшая часть населения. Широкая популярность Лю в стране привлекла к нему внимание императорской семьи.
Император неоднократно вызывал к себе Лю и предлагал ему занять место придворного медика, но Лю каждый раз отказывался от этой высокой чести, мотивируя свой отказ желанием целиком отдаться разработке своих теорий. Но в то же время он продолжал оставаться народным медиком, «врачом бедняков». До сих пор среди населения имя Лю воспевается в песнях; ему воздвигаются памятники.
Школа выведения избытков
Вторая школа - выведения избытков. Ее представители были последователями известного фармаколога 11 века Чжаи Чжун-чжена, который большое значение придавал слабительным и рвотным средствам. Главным образом из них и состоял арсенал медикаментозных средств данной школы. Возглавлял ее Чжан Цзы-хэ (родился в 1156 г., умер в 1228 г.).
Школа Чжан Цзы-хэ создала так называемое учение «об изгнании зла» («выведении избытков»), то есть об удалении вредно действующих на организм начал с целью поддержания сил самого организма.
Исходя из положений этого учения, Чжан Цзы-хэ в своей практике широко использовал слабительные средства, считая, что болезнетворные начала, действующие вредно на организм и вызывающие его заболевания, сосредоточиваются в кишечнике и что систематическая очистка последнего, создание условий, при которых пища не будет задерживаться долго в пищеварительном тракте, создают благоприятные условия для сохранения здоровья. Благоприятное условие для сохранения здоровья - когда пища не задерживается в пищеварительном тракте - согласно учениям Школы выведения избытков
Являясь одним из учеников Лю Вань-су, он сходился во мнении со своим учителем относительно классификации болезней, но не был сторонником его теории «огня и воды». При лечении всякого заболевания он считал необходимым потоотделение, очистку кишечного тракта и рвоту. Нередко он употреблял эти три способа одновременно. Особенно часто он прибегал к очистке кишечника.
Уделяя чрезвычайно много внимания и в практике, и в своей научной работе вопросам рационального питания, Чжан был противником другой школы того времени, основным терапевтическим принципом которой было обеспечение усиления питания. Среди его работ имеются специальные труды о вреде нерационального питания.
Со всей силой своего авторитета он обрушивается на врачей, которые всегда и без разбора предписывали усиление питания, считая это важным лечебным фактором.
Написанные им 200 историй болезни, включавшие подробный разбор заболевания, определение причин, описания течения болезни и проводившегося лечения, много раз переиздавались и долгое время служили как пособие при обучении медиков. В этих историях болезни главной была мысль о вреде нерационального питания. Успехи в лечении, широкая медицинская практика Чжана принесли ему громкую известность, и память о нем сохранилась до настоящих дней.
Школа укрепления органов пищеварения
Последователи третьей ведущей теории медицины периода Сун принадлежали к школе укрепления органов пищеварения. Медик Ли Дун-юань (1180-1251 гг.), представитель этой школы китайской медицины, долгое время был учеником знаменитого в то время медика Чжан Юань-су, сторонника употребления малых доз лекарств.
Ли Дун-юань, хорошо изучив и усвоив обширное медицинское наследие и не имея необходимости зарабатывать на жизнь медицинской практикой (он происходил из богатой феодальной семьи), много внимания уделял вопросам теории. Ли категорически отказался пользоваться прописями древних рецептов, созданных до него, считая, что они чрезвычайно усложнены, а потому и нерациональны, и создал ряд собственных комбинаций лекарств.
Он также возражал против слишком широкого применения жаропонижающих и слабительных средств, каковое рекомендовали сначала Лю Вань-су, а позже - Чжан Цзи-хэ. Он считал, что важнейшей причиной болезней, кроме климатического фактора, является утомление.
Будучи последователем учения о «чи» (внешних и внутренних агентах), он рассматривал эти агенты как большую философскую категорию, считая, что под «чи» нужно понимать целую сумму факторов, воздействующих на организм, и что на различные органы влияют разные агенты, хотя нередко они вызывают одни и те же болезни. В 1249 г. Ли Дун-юанем была написана книга о желудочно-кишечном тракте, который он подразделял на пять отделов.
Он дал весьма совершенное для своего времени описание желудка и его функций, а также толстых и тонких кишок.
Автор считал, что основную роль в пищеварении играет желудок. Он писал следующее:
На основе слабой функции желудка возникают все болезни. Когда желудок слаб, тогда внутренности, сосуды и разные другие органы не могут получить соответствующего здорового «чи» желудка, в результате этого возникают болезни.
Ли не возражал против применения слабительных и рвотных средств. Но при этом он считал, что если желудок больной, то никаким из этих средств пользоваться нельзя. В этом смысле Ли был противником учения школы китайской медицины Чжан Цзы-хэ. Ли придавал весьма большое значение усиленному и рациональному питанию, подчеркивая, что оно является наиболее могущественным средством в борьбе с болезнями.
Рациональное питание он считал фактором, благоприятствующим нормальной функции желудка и выработке здоровых желудочных «чи», обусловливающих нормальное функционирование остальных четырех отделов желудочко-кишечного тракта. В правильном питании, как считал Ли, чрезвычайно большое значение имеют вкусовые ощущения, а также температура пищи.
При многих заболеваниях, писал он, сладкие блюда являются единственным лечебным средством, способствующим увеличению выработки желудочных «чи». Возглавляемая им школа называлась школой «усиления функций пищеварения и борьбы с его расстройствами». Методы его терапии получили широкое признание народных медиков, ими пользовались многие поколения.
Теория и философское учение Ли явились большим вкладом в китайскую медицину.
Школа «поддержки ин»
Ученые, принадлежавшие к четвертой школе, провозгласили себя сторонниками школы «поддержки ин», подразумевая под этим, главным образом, кровь. Различные нарушения в крови могут вызвать болезнь, спокойствие же способствует поддержанию нормального состояния крови. Отсюда вывод - больному необходим максимальный покой.
Идеологом этой школы был Чжу Дань-си (1281 -1358 гг.), который как практический врач больше известен под именем Чжень Хэн. Биографы сообщают, что до тридцати лет Чжу Дань-си учился у крупных философов того времени. Но вследствие болезни матери внимание его было привлечено к медицине, и уже зрелым, образованным человеком он целиком посвятил себя ее изучению.
Чжу Дань-си придерживался той точки зрения, что основными причинами заболеваний являются излишества не только в еде, но и буквально во всем остальном. Объясняется это, очевидно, тем, что еще до своего приобщения к медицине он хорошо усвоил философскую систему известного в Китае ученого-философа Чжу Си, который проповедовал воздержанность, призывая во всем соблюдать чувство меры. Ученый-философ Чжу Си
Это учение наложило отпечаток и на теорию Чжу Дань-си в области медицины. Его девизом было
жить без излишеств.
Создавая теории заболевания, Чжу Дань-си придавал большое значение роли крови, ее количественному и качественному составу.
Если человек удовлетворяет все свои желания - то он допускает излишества, а эти излишества портят кровь...
- писал Чжу Дань-си,. Вторым положением учения Чжу было:
Если человек не допускает излишеств, кровь в организме приобретает лучшие качества и находится в нужном количестве.
В своей медицинской практике он, в отличие от большинства медиков своего времени, старался применять возможно меньше лекарств, особенно со сложными прописями, и выступал против чрезмерного употребления широко известных в то время препаратов из серебра, ртути, серы и золота.
При лечении нервных и психических заболеваний он прибегал к раздражающим средствам. Но в отношении применения этих средств он не имел сторонников даже среди представителей школы, к которой он принадлежал. Созданное им учение и основные труды -
- «Бянь цюэ янь и буй». («Прибавление к самому необходимому в «Бянь Цюэ»),
- «Гэ чжи ю лунь» («Рассуждение о трудных медицинских предметах»),
- «Фынь му вынь да» («Вопросы и ответы о болезнях печени»)
оказали большое влияние на развитие китайской медицины. Созданные различного типа школы китайской медицины, являются не только количественным накоплением знаний, но и ярко проявившимся критическим отношением к наследию прошлого, к ряду традиционных представлений, методов и средств.