Техника рисования
С вопросом, как и с чего начать, какой должна быть техника рисования, какой материал и какой формат, бывают связаны первые проблемы, возникающие при решении задач в этой части обучения рисованию.
Решение этих вопросов зависит от многих факторов, от технических и индивидуальных условий и особенно от возраста ученика, его изобразительной зрелости, среды, цели рисования, от конкретного задания, от времени, которое ученик может посвятить рисованию, от опытности учителя и т. д.
Когда прочие проблемы решены, учитель выбирает тему и изобразительный материал, наиболее удобный для выполнения данного задания. После этого он подбирает формат и размер рисунка и, наконец, продумывает его размещение. Формат подбирается с учетом формы и размера рисунка, а также вида используемой изобразительной техники. Естественно, что формат используется в высоту, если высота рисунка больше, чем его ширина.
Размер рисунка должен соответствовать цели и быть естественным. Нерационально на малом формате увеличивать изображение подснежника на 15 см. Если ученик вопреки указанию учителя нарисует слишком малое изображение большим форматом, его следует подрезать. Но не нужно из этого исключения делать правило.
Размещение и проведение рисунка должно соответствовать эстетическим чувствам. Чистота и опрятность – следствие правильного руководства со стороны учителя, который показывает ученикам, как нужно обращаться с материалом, чтобы не выпачкаться и чтобы рисунок был чистым.
Способ выполнения. Темы ученики могут обработать либо как рисунки, либо как зарисовки. На рисунках проводится окончательное изображение какого-нибудь целого наиболее сложной техникой. В наброске речь идет не о небрежном рисовании, а о быстром и реалистическом изучении целого, чаще всего о схватывании какой-либо характерной детали или части предмета.
Рисовальная техника и используемый материал
Работа преподавателя может быть успешной лишь тогда, когда ученики выполняют задание удобной изобразительной техникой на удобном материале.
Поэтому рекомендуется в начале учебного года закупить и хранить в школе необходимые материалы: бумагу, пастель, различные краски и сангвину, уголь, клей, пластилин, резинки, воск, различные кисти, модели, подложки, планшеты, фиксаторы, посуду для воды, обстановку для рисовального класса, оборудование, если в школе нет чертежной.
Принципиальной ошибкой является использование учителем для рисования и всех работ только карандашей (простых, цветных) или плохо разбавленной акварели, независимо от того, идет ли речь о рисовании с натуры или о рисовании декоративном либо тематическом.
При декоративном рисовании удобно рисовать на полосках бумаги, которые ученики могут потом склеивать и наклеивать на больший формат. Здесь используются простые и цветные карандаши, плоское плакатное перо, сухая пастель, краски, трафареты, круглые и плоские кисти.
При тематическом рисовании следует использовать бумагу разного формата, различного тона, в том числе и черный фон, а также сухую и жирную пастель и различные краски. Так же, как и при декоративном рисовании, тут имеет особо важное значение световой контраст и гармония цветов.
При работе сухой пастелью учитель должен предупредить учеников, чтобы они не растирали пастель теми пальцами, которыми берутся за бумагу. При рисовании карандашом ни в коем случае нельзя растирать пальцами затушевку.
При работе пастелью ученики должны расстелить на скамейку или на колени защитную чистую подстилку. При работе акварелью учитель показывает, как держать кисть, как избегать клякс и т. д.
Рисовать сидя или стоя?
Для того, чтобы установить, оказывает ли влияние на работу учеников и ее результаты окружение, когда они работают сидя или стоя, проводились эксперименты. Результаты их показались поучительными.
Качество выполнения новых, более трудных заданий несравненно улучшилось, когда ученики стали работать стоя. Оказалось, что при работе стоя у учеников появилось больше смелости.
Поэтому при изучении нового материала и при повторении рекомендуется работать стоя. Ученики стоят главным образом при тематическом рисовании, при рисовании растений с натуры, если последние лежат перед бумагой на горизонтальном столе или на слегка наклоненной скамейке (рис. 1).
Растения должны быть разложены на листе бумаги в той группировке, в какой их будут рисовать. В школах II и III ступеней ученики стоят также во время рисования крупных перспектив с натуры и во время фигурного рисования в классе. Рисунок 1 - Рисунок перед скамейкой
Сидят ученики во время выполнения заданий, техника которых для них обычна или требует сидячего положения: при рисовании индивидуальных моделей, при декоративном рисовании, при письме, а иногда и при рисовании растений с натуры, когда ученики сидят на одном стуле, а на другом расположен рисовальный материал.
Если ученики во время рисования сидят, подложка с рисунком должна быть прислонена так, чтобы они смотрели на свою работу перпендикулярно. Это значит, что во время работы сидя планшет должен быть настолько велик, чтобы он находился в надлежащем отдалении от глаза и был прислонен либо к скамейке, либо к колену.
При рисовании перспективы в природе ученики стоят. Они используют твердый, негнущийся картон или клееную фанеру, к которым прикрепляют бумагу либо натянутой резиновой тесьмой, либо шнурками и пружинными скрепками; менее удобны для этого шпильки для волос и скрепки для бумаги.
Подложки примерно на 1 см длиннее формата рисовальной бумаги (приблизительно 22x31 см). Для работы в классе формат подложек-планшетов должен быть настолько большим, чтобы ученикам не надо было наклонять голову.
При расцвечивании или при рисовании акварелью ученики слегка отклоняют свои рисунки от горизонтального положения так, чтобы краска могла медленно стекать на нижнюю часть рисунка.
При рисовании больших общих моделей с натуры уместно расширить технику рисованием и анализом заданий для той группы сидящих друг за другом учеников, перед которыми стоит модель. Почти всегда учащиеся, сидящие друг за другом, видят модель одинаково.
Техника рисования: прищуриваем глаза
Почему нужно прищуривать глаза, наблюдая за изображаемыми предметами? При основательном прищуривании глаз (один совсем закрыт, другой полузакрыт) будем видеть:
- Наиболее выразительно мы можем видеть наблюдаемый предмет. Чем больше мы прищурим глаза, тем более ощутимым будет это явление. Несущественные детали исчезнут. В простоте есть своя выразительность. При наблюдении одного и того же сюжета один глаз, всегда один и тот же (либо левый, либо правый), закрыт, другой – прищурен. Этим глазом наблюдение ведут из одной точки. В дальнейшем дети могут использовать для наблюдения второй глаз, чтобы не утомлять постоянно один. Во время изображения на рисунке оба глаза, разумеется, должны быть открыты.
- Трехразмерный наблюдаемый предмет будем видеть так же, как и двухразмерный предмет, если в достаточной мере прищурим глаз. Это облегчит нам определение при изображении и контроле.
- Близкие или удаленные части наблюдаемого предмета будут легко проектироваться к формам основных фасадных контуров.
Два прилагаемых рисунка (рис. 2 и 3) являются доказательством того, как можно легко и просто вмещать в отдаленный фасадный контур предметы или части близких предметов.
На рис. 2 изображена прямая, находящаяся перед цилиндром. Она спроектирована на цилиндр с помощью вертикальных и горизонтальных прямых. Положения конечных точек прямой соответственно к цилиндру определяют задания 1, 2, 5. На рис. 3 изображен прежде всего корпус, почти фасадно.
Только после основательного прищуривания глаза перед корпусом разместились кулак и пальцы, а потом локоть и вся рука. Рисунок 2 - Прямая перед цилиндромРисунок 3 - Сидящий человек
Что нужно делать, чтобы всегда наблюдать из одной и той же точки?
Пока не готов весь рисунок, важно, чтобы глаз наблюдал из одной и той же точки. Как этого достичь? Речь идет о палочке, прикрепленной перпендикулярно на уровне глаза к фасадному фону, на котором находятся модели.
Положение ученика можно считать правильным, если палочка направлена прямо к открытому глазу. Если нет фона, этот способ нельзя применять так же, как и при рисовании с натуры. Если ученики во время работы сидят, то желательно, чтобы они упирались о спинку стула или скамейки и не меняли своего положения. Такая будет улучшена и техника рисования.
При перспективном рисовании маленьких моделей, когда каждый ученик изображает свои индивидуальные модели, положение глаза регулируют по крайней проекции самой удаленной точки предмета на горизонтальной прямой, проходящей через самую нижнюю точку на бумаге – фоне.
Способ изображения крупных перспектив изложен в статье "Как рисовать дом". Во время работы стоя обозначают место, где находятся ступни ног. Точность положения глаза обеспечивают тем, что отыскивают в натуре две точки, одну близкую, другую более удаленную, которые кажутся расположенными одна над другой, когда их определяют по способу, изложенному в задании № 2.
Если мы хотим провести какое-нибудь сравнение или определение положения точек, то наклоняем голову вперед так, чтобы эти две точки были от нас заслонены. Только после этого определяем то, что хотим изобразить.
Чтобы обеспечить постоянство положения на высоте, мы выбираем одну точку для контроля положения головы при вертикальном положении, затем еще одну точку, далее – третью, расположенную на постоянной горизонтальной прямой с одной из наблюдаемых точек (одна из них снова ближе, другая – дальше).
Рисуя, мы должны стараться не менять своего положения движением вперед или назад. Назад можно отклоняться только при контроле, но так, чтобы не менять угол наблюдения.
Техника рисование с натуры
Если ученик при изображении не ведет наблюдения за наглядным пособием, то это не рисование с натуры, а рисование по воображению либо по памяти. Если учитель научит рисовать большинство учеников со средними художественными способностями, а не одного или нескольких одаренных, значит, он достиг своей цели.
Если учитель навязывает ученикам со средними способностями при небольшом количестве часов по рисованию метод работы, пригодный для учеников одаренных, то есть определение всех перспективных явлений только художественным чутьем, – он не добьется положительных результатов.
Такой способ спонтанного обучения, когда ученик работает без руководства учителя, рассчитывая только на исправление ошибок с его помощью, мог бы быть успешным лишь при длительной и настойчивой тренировке. Этот способ не экономичен и неправилен, так как учитель не является здесь ведущей силой.
Он пассивно ждет, пока ученики допустят ошибку, чтобы исправить ее. Он не учит, а лишь исправляет. Этот способ воспитывает в учениках пассивность. Учитель обязан своевременно научить учеников необходимым действиям и техники рисования для сознательного наблюдения, определения, изображения и контроля.
Для большинства учеников со средними художественными способностями это лучший путь для профессионального совершенствования способностей, чем чистое копирование рисунков по образцам, чем спонтанное определение одним чутьем, без контроля, чем топтание на месте, исправление ошибок и постепенный переход от теории к практике.
Теперь ясно, почему способ спонтанного «обучения» нельзя одобрить в общеобразовательных школах II и III ступени и в педагогических училищах всех ступеней.
Правильный путь обучения был указан еще 300 лет тому назад Яном Амосом Коменским, который считал, что, прежде всего учитель обязан знать, чему он должен научить, а затем выдвигать проблему – как этому научить. Общие методические принципы, разработанные Коменским, касаются и обучения рисованию.